Глава 3. Роль нахов (нохчи) в этногенезе и политогенезе Кавказской Албании, Хазарии и Древней Руси

Даже если бы мы занимались поисками одних только следов чеченского языка в речи жителей Кавказской Албании, Хазарии и Руси, – нам поневоле пришлось бы в той или иной мере коснуться целого ряда сопутствующих проблем. В этой связи особую важность приобретает следующий вопрос: в какой форме осуществлялось языковое взаимодействие на обширных пространствах к югу и северу от Большого Кавказского хребта? Что касается той роли, которую сыграли древние чеченцы не только в этногенезе агван, хазар и русских, но и в становлении трех вышеперечисленных государственных образований, то этот круг проблем выходит за рамки, очерченные нами для своего исследования. По этой причине мы не будем специально останавливаться на них, ограничившись теми общими замечаниями, которые были сделаны в первой главе.

Наличие древнего чеченского (нохчи) населения в Закавказье признается многими авторами и в настоящее время дискуссии ведутся по двум направлениям: во-первых, какие из древних племенных сообществ данной территории необходимо отнести к чеченскому (нохчи) этносу (цанары, двалы и т.д.) и, соответственно, локализовать их; во-вторых, определить временные рамки окончательной ассимиляции упомянутых чеченоязычных этнических групп. Что касается Кавказской Албании (Агванское царство древних армянских хроник), то целый ряд чеченских авторов высказывается в том духе, что по языку это государственное образование наиболее близко к предкам чеченцев. Мы понимаем это утверждение как признание не только наличия на территории Кавказской Албании чеченского (нохчи) этнического массива, но и его ведущей роли в формировании албанской (агванской) государственности.

Появление государства Кавказская Албания относится к IV в. до н. э. (во всяком случае, самые ранние агванские монеты датируются IV – III вв. до н. э.). Таким образом, это государство появилось практически одновременно с древней Арменией, Кавказской Иберией и государством малхов (последнее включало в себя зону распространения так называемой кобанской археологической культуры). Такое хронологическое совпадение не случайно и мы вправе (вслед за И. М. Сигаури) увязать начавшийся в Закавказье процесс государствообразования с миграционными волнами, исходившими с территории прежнего Урарту.

В период своего расцвета Кавказская Албания занимала обширную территорию современного Азербайджана, Южного Дагестана, северо-восточной части Грузии (Кахетия). Об этом царстве неоднократно упоминают и античные авторы: Плиний, Клавдий Птолемей, Плутарх, Страбон и др. Указанные авторы локализуют в пределах Кавказской Албании до 26 крупных племенных объединений, при этом собственно сами албаны/агваны представляли собой крупнейшее племя страны, жившее в районах, прилегающих к Каспийскому морю. Некоторые авторы к албанам/агванам относят и племя лупениев (лбини), локализуемое на территории между реками Алазань и Алджиган-чай. Во всяком случае, близость этнонимов албаны и лбини достаточно очевидна.

Помимо этого античные авторы и древнеармянские хроники упоминают еще целый ряд племен Кавказской Албании, представляющие интерес для нас. Так, Клавдий Птолемей перечисляет племена сапотренов, суранов, саканов и оринеев, которых современные исследователи помещают на Северо-Восточном Кавказе. К югу от них согласно свидетельству Птолемея живут сербы, туски, дидуры, алонты, исонды и герры.

Понятно, что локализация племенных союзов давалась античными авторами с чужих слов и весьма приблизительно уже в силу того, что большинство из них никогда не бывали в описываемых ими краях. Тем не менее, часто встречающиеся совпадения придают их свидетельствам большую достоверность. Например, Плиний Секунд подтверждает наличие в Кавказской Албании племен сильвов, лупением, дитуров (дидуры), валлов и содов. Последних большинство современных исследователей ассоциирует с исондами Клавдия Птолемея и исадиками Страбона. В частности, этой точки зрения придерживались В. Б. Виноградов и К. З. Чокаев, которые также соотносили древних тусков с современными тушинами, а дидуров/дитуров с дидойцами.

В научной литературе также неоднократно указывалось на правомочность соотнесения содов/исондов/исадиков с чеченским тейпом эл садой. В данном случае не должно смущать то обстоятельство, что по утверждению Птолемея исонды жили в прикаспийском зоне между нижним течением Терека и районом Дербента. Как известно, очень много топонимов Северного Кавказа встречаются и далеко к югу. Такое совпадение обычно объясняется миграцией с юга, имевшей место в весьма отдаленные времена.

Валлы – это, без сомнения, чеченцы-двалы, населявшую историческую область Двалети и неоднократно упоминавшиеся в грузинских исторических хрониках. Ю. Дешерииев, выдающийся чеченский языковед, высказал предположение, что этноним двалы происходит от имени божества Дала/Дела. Не отвергая полностью предположение Ю. Дешериева, мы, тем не менее, считаем возможным предложить вниманию исследователей и собственный вариант происхождения этнонима двалы – чеченское словосочетание да латта в значении «отцов земля» или да эли – буквально «отцы князья» со смысловым значением «царские/княжеские потомки» или «потомки пророков».

К чеченцам (нохчи) большинство историков уверенно относит также племена троглодитов и хамекитов, а также народа гаргареев, название которого происходит от чеченского слова гергар – «родственный». На территории Кавказской Албании племена гаргареев концентрировались в основном в долине реки Гаргар. Стоит обратить внимание, что очень схожий этноним обнаруживается далеко на юге, а именно в Северном Ханаане – племена гергесеев, которых упоминает Библия. Совершенно очевидно, что в основе этнонима гергесеи лежит все тоже чеченское слово гергар, а его детальная расшифровка дает нам чеченское словосочетание гергар шай – буквально «родственные себе».

Без колебаний к чеченскому этносу можно отнести и племя герров/эров, населявших область, которую грузинские хроники называют Эрети. В основе этнонима герры/эры по нашему убеждению лежит чеченское эл/эла, что изначально указывало на поклонение культу Единого Бога (позднее понималось как происхождение от одного из пророков Единого Бога). В последующем, когда слово эла дополнительно приобрело значение «князь, царь» этот же этноним мог пониматься как «имеющие княжеское или царское происхождение». Во всех случаях, Эрети явно производное от эр/эл и представляет собой немного измененную исходную чеченскую форму эли ду – буквально «князья есть».

К сожалению, почти полное отсутствие собственно албанских/агванских письменных источников наряду с неопределенностью сообщений в армянских и грузинских летописях не позволяют с абсолютной точностью установить этническую принадлежность большинства племен, вошедших в состав Кавказской Албании. Но в любом случае не вызывает сомнения, что у истоков этого государственного образования стояли предки современных чеченцев (нохчи) и они же долгое время составляли основную часть его населения.

Ни армянские, ни грузинские исторические хроники практически никак не объясняют происхождения этнонима албаны/агваны. Только известный чеченский историк и языковед Я. С. Вагапов при помощи чеченского (нохчи) языка истолковывал топоним Албания как «низинное (речное) место». Но мы со своей стороны можем предположить, что в его основе лежит уже хорошо известное нам чеченское эл/эли. По существу топоним Албания представляет собой несколько искаженное чеченское Эл/эли бан (-бан – в чеченском языке имеет значение «быть» во множественном числе), т.е. – «князья/цари были/есть» в значении «княжеские/царственные». Что касается этнонима агван/Агвания, то он встречается только в армянских исторических летописях и представляет собой армянскую транслитерацию чеченского эли бан, где -бан переходит в характерное для армянского языка -ван, а эл/эли превращается в аг.

Между прочим, чеченское происхождение имеет и название Кавказская Иберия (в древнейший период существования которой нахи составляли значительную часть ее населения). По нашему предположению в основе названия Иберия может лежать чеченское словосочетание и бери – буквально «они всадники». Возможно, однако, и другое толкование. В случае звуковой замены б→д, р→л (что вполне согласуется с известными нам правилами звуковой транслитерации), мы получаем в качестве исходной формы и Дели – «они Божьи», т.е. верящие в Единого Бога.

Интересно, что даже в хорошо известном нам названии Грузия можно без особого труда обнаружить древнюю чеченскую (нохчи) основу. Считается, что топо-этноним Грузия/грузины имеет тюркское происхождение. Во всяком случае, начальное Г- здесь явно тюркское и в тюркских языках оно ставится в начале многих заимствований. Зато корень -руз- легко превращается в рус/руса, истоки которого уходят в глубокую древность.

Чеченское происхождение имеет и большое количество топонимов, известных на территории Кавказской Албании и шире – по всему Закавказье, на что в свое время обратил внимание упоминавшийся выше Я. С. Вагапов. Нам нет необходимости повторять здесь приведенные им примеры чеченского происхождения целого ряда топонимов и этнонимов к югу от Кавказского хребта, но считаем необходимым все же указать на следующее немаловажное обстоятельство. Постоянно встречающаяся в древних хрониках приставка Баб (например, в древнем названии Дербента – ал-Баб-ал-Абуаб или Баб-Аллан – Дарьяльское ущелье) ложно принимается за арабское «ворота». На самом деле это чеченское слово б1ав – «башня», причем именно боевая башня. Поэтому мы вправе, например, топоним Баб-Сул, встречающийся в арабоязычных летописях, читать как Б1ав-Сун – «моя башня» или Б1ав-Рус (обратное чтение с заменой л→р) – «башня царя Руса».

Мы можем привести еще несколько примеров, когда известные по древним рукописям топонимы легко истолковываются из чеченского (нохчи) языка. Например, страна Дейлем, в котором явственно прослеживается чеченское Дай лам – «гора отцов». Кстати говоря, в Шаро-Аргунском ущелье расположено древнее чеченское селение Дай. Не исключено, что это поможет историкам в точной локализации страны Дейлем.

Уже упоминавшееся Баб-ал-Лан – это не «ворота алан», а Б1ов элан – «царская/княжеская башня», а локализуемая где-то неподалеку местность Бак-ал-Лан не что иное, как искаженное чеченское Боккха эла лам – «гора великого князя/царя».

Считающееся тюркским название Дарьяльского ущелья Алан-капу на самом деле также имеет чеченскую (нохчи) основу – Элан/Алан г1ап – «царская крепость/укрепление».

Чеченское происхождение имеют и имена собственные целого ряда албанских правителей. Известно, что первые цари Кавказской Албанией принадлежали к местной династии Аршакидов. В основе названия этой династии лежит уже знакомое нам Арс/Арса (через Аршак – Арсах). Мы уже писали о том, что арс/арса во многих клинописных текстах принимало форму урс/руса. Это знание позволяет нам легко понять происхождение имени албанского царя Оройса, который во главе многотысячной армии вступил в бой с легионами Гнея Помпея. Имя Оройс также происходит все от той же основы урс/орс/орси/рус/руса. Мы уже имели случай указать, что как раз на этой основе возник целый ряд этнонимов, распространенных среди современных чеченцев, в частности, название чеченского тукхума (объединения тейпов) орстхой, или название тейпов арсаной/эрсаной или сада-орсой.

При помощи чеченского (нохчи) языка мы можем дать объяснение и некоторым другим царским именам из Кавказской Албании. Например, первым правителем из династии Аршакидов средневековая «История агван» называет «храброго Вачагана». Имя это подверглось искажению в соответствии с нормами древнеармянского языка, но, тем не менее, в нем можно разглядеть чеченскую (нохчи) основу. При обратном прочтении с учетом частичной метатезы и правил звуковой замены получаем: Вачаган – да нахча в значении «отец/правитель нахчи». Напомним, что нахчи/нохчи – самоназвание чеченцев, известное в исторических хрониках еще с раннего средневековья.

В случае же прямого прочтения, получаем: Вачаган – ваша къан. Слово ваша в современном чеченском языке имеет два значения: «брат» и «дядя». Но одновременно оно служит и формой вежливого, уважительного обращения к более старшему по возрасту мужчине. Что касается слова къан, то оно означает «старый, пожилой» и одновременно служит основой для образования слова къано/къаной – «старец/старцы». Таким образом, имя Вачаган, имеющее в основе чеченское ваша къан обретает смысловые значение – «уважаемый/почитаемый старец».

В списке царских имен Кавказской Албании находим и очень схожую форму личного имени Завчаган, которое мы истолковываем как сада нахча, в котором сада/садой – известный чеченский тейп, а нахча/нохчи, как уже говорилось, самоназвание чеченцев. Таким образом, это имя одновременно указывает на тейповую и этническую принадлежность его обладателя.

Один из албанских царей Аршакидской династии носил имя Сато (Сату/Сати), которое до сих пор употребляется у чеченцев, например, фамилия Сатуевы или тейпы саттой и садо.

Чеченское же истолкование имеет и название следующей династии албанских правителей – династия великих князей Михранидов. При обратном прочтении имени Михран с учетом звуковой транслитерации получаем чеченскую исходную форму Нах эла «князь нахов» (Нахрим – Нахарим – Нах элин).

Известно, что Кавказская Албания прекратила свое существование в VII в., после завоевания Закавказья арабами. К этому времени этнический состав населения этого государственного образования претерпел значительные изменения. Известно, что в периоды своего усиления и армянские, и персидские цари широко практиковали расселение на агванской территории своих колонистов, соответственно, армяноязычных и ираноязычных, например, талашей, до настоящего времени живущих в Азербайджане.

Широкому распространению армянского языка среди коренных албанцев в немалой степени способствовало и введение богослужения на армянском языке. В результате уже в XII веке вся албанская литература окончательно переходит на армянский язык.

Между прочим, очень схожий процесс ассимиляции нахских племен происходил и в соседней Кавказской Иберии (Древней Грузии). Принятие христианства с богослужением на грузинском языке и здесь во многом способствовало грузинизации нахского населения целого ряда областей: Кахетии, Тушетии, Хевсурети, Сванетии, Двалети и др. Подавляющее большинство топонимов на данной территории могут быть разъяснены с чеченского языка или же имеют аналоги на территории Чечни. Например, хевсурское селение Шатили – чеченское Шуотой (Шуот-али), Чартали – Чартой-али (тейп чартой). И таких примеров можно привести множество.

Эпоха арабских завоеваний привела к появлению в нахской этнической среде (как на территории Кавказской Албании, так и на территории Грузинского царства) арабских поселенцев. В частности, различные средневековые хроники фиксируют присутствие арабов как в районе Дербента, так и среди нахов-санаритов (нахи санары или цанары) в области, лежащей к северу от современного Тбилиси.

Сам этноним санары/цанары (реже встречается форма санариты) с одной стороны ассоциируется с ныне широко распространенным этнонимом чеченцы: чечены/шашаны/цацаны/сасаны (ср. осетинское сасайнак в основе которого явственно слышится чеченское словосочетание са сай нах – «мои собственные люди», т.е. «наши люди»). А с другой стороны корень сан/цан легко и вполне закономерно трансформируется в шан/шам, т.е. указывает на происхождение: а) из Шама; б) от библейского Шема/Сима. Кстати говоря, на территории современной Чечни и сейчас легко обнаруживаются топонимы, указывающие на историческую связь с древним Шамом/Шемом. Так, на юго-востоке горной Чечни находится селение Симсир и это название легко переходит в Шем-Шем.

Однако вернемся к Кавказской Албании. Большая часть ее населения подверглась тюркиизации, что было вызвано длительным и непрерывным переселением больших масс тюркоязычных кочевников на плодородные земли между средним и нижним течением рек Кура и Аракс.

Тюрки-кочевники проникали в Закавказье через Северо-Восточный Кавказ, двигаясь вдоль западного побережья Каспийского моря. Причем, основная масса их долгое время концентрировалась в степях Предкавказья, а кое-где тюрки начинали оседать и в предгорьях.

Определить время появления первых тюркоязычных кочевников на Северном Кавказе достаточно сложно в силу того, что современные им летописцы не всегда точно представляли себе языковую принадлежность того или иного кочевого племени. Так, античные источники конца I – середины II вв. н.э. упоминают неких гуннов, живущих где-то в степях, прилегающих к западному берегу Каспия. Очевидно, это первые признаки начавшейся миграции разноплеменного гуннского кочевого союза, сформировавшегося в степях к северу от Китая. Но далеко не все гунны были тюрками. Историческая наука в настоящее время исходит из того, что в период своего расцвета (III – IV вв. н.э.) этот союз представлял собой конгломерат племен тюркского, монгольского и угро-финского происхождения, имеющих схожий уклад жизни.

Порой даже наличие племенного этнонима явно тюркского происхождения не может гарантированно означать тюркское происхождение данного племени. Так, в среде гуннского племенного союза античные авторы выделяют племя акациров, чье племенное название (по мнению целого ряда исследователей) имеет тюркское происхождение (от тюркского агачер – «лесной человек»). Однако само это название («лесной человек») указывает на нетипичную для степняков-тюрок среду обитания – леса. Поэтому можно предположить, что под тюркским названием скрывается племя угро-финского или иного происхождения.

Кроме того, тюркскими по происхождению признаются некоторые кочевые племена, находившиеся в состоянии войны с гуннским племенным союзом. Это племена алпидзуров, алкидзуров, итимаров, тункарсов. Если это все действительно тюркские племена, то нам придется признать, что тюрки появлялись в степях к северу от Кавказских гор не только в составе гуннского племенного союза. А в этом случае вопрос о времени их миграции на запад от Волги остается открытым.

Вообще, путаница, до сих пор царящая в научной исторической литературе по вопросу об этнической принадлежности того или иного племени, входившего в состав широких племенных союзов, традиционно именуемых тюркскими, очень напоминает такую же точно неразбериху с этнической принадлежностью племен, именуемых скифскими, сарматскими или (позднее) аланскими. Первоначально всех скифов и сарматов, включая алан, историки причислили к ираноязычным народам. Вскоре, однако, возникли серьезные сомнения относительно того, что все скифы, известные древневосточным и античным авторам, говорили на иранских наречиях. Затем эти сомнения быстро распространились на сарматов и, естественно, аланский племенной союз. Сейчас ни у кого из серьезных историков не вызывает сомнения тот факт, что в составе скифской орды, вторгнувшейся задолго до Геродота в Азию и державшей в страхе все могущественные государства того времени (включая Урарту, Ассирию и Мидию), находились и коренные нахи, обитатели северокавказских ущелий.

Благодаря исследованиям многих советских, российских, а в последнее время и чеченских историков, твердо установлено, что многие сарматские племена имели нахское (чеченское) происхождение (см., например,: Вагапов Я. С. Вайнахи и сарматы. – Грозный, 1990), а этноним аланы включал в себя также и предков современных чеченцев (нохчи). Споры теперь идут, в основном, о соотношении нахского (чеченского), иранского и тюркского этнических элементов внутри аланского племенного союза, а на более поздних этапах истории – внутри Аланского царства. Кстати говоря, в последнее время было выдвинуто немало оригинальных версий о происхождении этнонима аланы, по большей части так или иначе связывающих его с чеченским языком. Со своей стороны мы убеждены в том, что в основе этнонима алан лежит эл/эла/ал/ала/ в значении «Бог/Господь» и это неопровержимо указывает на их принадлежность к числу народов, изначально исповедовавших Единобожие.

Если мы теперь вновь вернемся к вопросу о составе гуннского племенного союза, зная, что предки чеченцев (нохчи) входили в состав более ранних аланского и сарматского племенных союзов, – то почему мы не можем предположить, что какая-то часть нахов вошла в состав гуннского союза? Гунны, как и их предшественники сарматы и аланы, далеко не всегда изгоняли со своего пути встречные народы и племена. Довольно часто они увлекали их за собой. Так, античные авторы указывают, что после длительного сопротивления гунны подчинили себе алан. Безусловно, это сообщение нужно понимать так, что какая-то часть племен, входивших в аланский союз, перешла к гуннам. Соответственно, мы с полным правом можем допустить наличие нахов (нохчи) в составе собирательного этнонима гунны. Безусловных доказательств этому нет, но стоит все же обратить внимание на такой интересный факт, как существование чеченского тейпа гуной, название которого можно соотнести с этнонимом гунны.

Кроме того, есть еще одно интересное совпадение. Этноним гунны во многих исторических летописях пишется как хунну, что при обратном прочтении дает нам форму нух/нох. Не означает ли это, что мы имеем дело с народом Ноха (Ноя), каковым себя считают современные чеченцы?

В дополнение к сказанному мы можем предложить собственную версию происхождения целого ряда племенных этнонимов, которые обычно рассматриваются как тюркские. Так, уже упоминавшийся этноним акацир может иметь своей исходной формой чеченское аьккха сур/аьккха рус, в котором аьккха – название чеченского тейпа (в русском произношении акка-аккады), а сур – почти вышедшее ныне из употребления чеченское слово, означающее «войско» или вооруженную группу («ватага»). В первом случае мы получаем смысловое значение «войско аьккхи», во втором – «аьккхи потомки (царя) Руса».

Стоит обратить внимание и на племенные названия алпидзуры, алкидзуры, итимары и тункарсы. Первые два перекликаются с этнонимом дзурдзуки, под которым грузинские летописи однозначно понимают чеченцев. Что касается начального слога ал -, то это слегка искаженное эл, которое мы встречаем и в целом ряде других этнонимов, например, аланы. Таким образом, алпидзуры и алкидзуры могут пониматься как эли дзурдзуки или элахи дзурдзуки – «божьи дзурдзуки» (возможно и «княжеские/царские (благородные) дзурдзуки»).

В основе этнонима итимары может лежать чеченское словосочетание и дин эли – «они князья веры» или «это религия пророков».

И, наконец, тункарсы – дун/дин арс/орс в значении «религия арсов/орсов».

Да и сам этноним тюрки, возможно, происходит от чеченского дюр хи – «соленая вода». Очевидно, им пользовались для обозначения народов, живущих поблизости от моря.

Характерно, что армянские исторические хроники всегда употребляют термин гунны для обозначения целого конгломерата народностей, живущих к северу от Дербента.

Таким образом, можно считать установленным факт длительного (от скифского времени до первых веков нашей эры) пребывания довольно многочисленных племенных групп чеченского (нохчи) происхождения в степной зоне к северу от Кавказа. И у нас нет никаких оснований считать, что ситуация кардинально изменилась с появлением на Северном Кавказе хазар. На протяжении всего этого периода возникали и распадались могущественные племенные союзы, что сопровождалось периодами ожесточенных междоусобиц и внутренних конфликтов, однако устойчиво сохранялся политический, экономический и культурный симбиоз кочевого и полукочевого населения степей с одной стороны, и оседлого земледельческого населения кавказский предгорий – с другой.

Хазарская гегемония на Северном Кавказе начиналась как уже вполне обычная «смена лидера» в вечно волнующемся кочевом мире и ей предшествовал достаточно длительный период нестабильности, начавшийся почти сразу же после того, как основная масса племен гуннского союза устремилась дальше на запад, к границам гибнущей Западной Римской империи. В конце V – первой половине VI вв. н.э. степи, прилегавшие к Северному Кавказу, контролировались различными племенными объединениями, среди которых на Северо-Западном Кавказе выделялись племена булгар, а на Северо-Восточном – савиры (сад эли –?). Однако политическая гегемония и тех и других оказалась недолгой – уже в середине VI в. булгары и савиры по отдельности потерпели поражение в борьбе с новым племенным союзом во главе с аварами (в древнерусских летописях они известны как обры). Во избежание недоразумений сразу же стоит оговориться, что авары не имеют никакого отношения ни к арабам, ни к современным аварцам. Основу аварского племенного союза составляли этнические тюрки. К тому же первое появление арабов на Северном Кавказе произошло спустя сто лет после того, как авары покинули его. Основным союзником аваров на Северном Кавказе выступили аланы, без поддержки которых победа аваров не была бы столь быстрой и впечатляющей.

Наверное, стоит обратить внимание на дальнейшую судьбу побежденных. Согласно дошедшим до нас летописям, часть разгромленных савиров переселилась на территорию Кавказской Албании, а другая часть – примкнула к аланам. И, наконец, третья часть савиров осталась в степях Предкавказья и очень быстро оказалась вовлеченной в быстро набиравшее силу хазарское племенное объединение. Весьма показательно, что хазары считали савиров близкородственными себе, а другие тюркские племена, зная и признавая эту близость, часто называли хазар савирами.

Можно предположить, что большая часть савиров (сад эли) только потому смогла остаться на Северном Кавказе и частично переселиться в Кавказскую Албанию, что в этническом плане оказались близки не только коренному населению Албании (эл бани/бени) и Алании, но и хазарам. Это можно рассматривать как еще одно косвенное свидетельство этнической близости основной массы населения Албании, Алании и Хазарии – т.е.речь идёт об одном и том же народе.

Вообще, хазары и дружественным им берсилы фиксируются на Северо-Восточном Кавказе не позже второй половины V в., однако пройдет еще не менее полутора столетий, прежде чем они смогут заявить о себе как о претендентах на гегемонию над остальными племенами. Под их непрерывным натиском булгары начали покидать степи, прилегающие к Северо-Западному Кавказу и перекочевали частью на Дунай (где вскоре возникло Болгарское царство), частью на среднюю Волгу (Волжская Булгария). К концу VII в. хазары прочно контролируют весь Северный Кавказ и прилегающие к нему южнорусские степи вплоть до Волги. В целом Хазарский каганат просуществовал около 300 лет – со второй половины VII в. до середины X в. и представлял собой первое феодальное государственное образование в Восточной Европе.

Интересно, что и возвышение хазар стало возможным только благодаря прочному союзу с аланами. И этот же союз долгое время обеспечивал устойчивость созданного хазарами государства.

Как видим, племена чеченского (нохчи) происхождения издревле обитают в степной зоне, позднее вошедшей в состав Хазарского каганата. Да и само возникновение этого государства изначально оказывается как-то связано с этническими нахами (нохчи). Сегодня большинство историков согласно с тем, что хазарская государственность впервые зародилась на Северо-Восточном Кавказе и здесь же долгое время находился политический, экономический и культурный центр Хазарии. Лишь в результате длительного арабо-хазарского противостояния столица Хазарии в конечном итоге переместилась на нижнее течение Волги, однако экономическое и культурное значение Северо-Восточного Кавказа от этого не уменьшилось. Жизненно важным для судьбы каганата остается и наличие политического союза с Аланией и другими северокавказскими государственными образованиями, например, со страной Серир – Сер/Сур/Рус эла. Не случайно, что древнерусский князь Святослав, поставивший своей целью уничтожение Хазарии как государства, не ограничился разрушением ее последней столицы города Итиль, расположенного где-то в нижнем течении Волги, но и подверг страшному разгрому Северный Кавказ, пройдя его от берегов Каспийского моря на востоке до Таманского полуострова на западе.

Надо признать, что хазаро-чеченские связи до сих пор остаются не исследованными до конца. Для западных, советских и российских историков данная проблематика, по видимому, не представляет большого интереса, но и чеченские авторы лишь время от времени обращались к этой теме, причем, далеко не всегда твердо придерживаясь научных позиций. Роль Хазарии в исторической судьбе чеченцев (нохчи), пожалуй, в наибольшей степени волновала С. Дауева, но и этот автор рассматривал хазаро-чеченские связи только под одним ракурсом, а именно – роль хазар в этногенезе современных чеченцев.

Между тем, если мы допускаем, что хазары могли сыграть существенную роль в этногенезе чеченцев, то почему нельзя предположить и обратную связь – чеченцы сыграли какую-то роль в этногенезе самих хазар. Представляется, что подобное допущение не принимается в расчет из-за двух устойчивых стереотипов, утвердившихся не только в массовом сознании (в том числе и чеченском), но и в научной среде. Во-первых, это взгляд на чеченцев как автохтонное население гор и (в лучшем случае) предгорий Кавказа, но никак не северокавказских равнин. Лишь в последнее время у исследователей историков и лингвистов пробудился интерес к южному направлению древнейших культурно-исторических связей чеченского народа (в первую очередь хуррито-урартских). При этом либо почти полностью игнорируются, либо в совершенно недостаточной степени учитываются аналогичные связи, ведущие в северном направлении. А ведь это важная часть историко-культурного пространства, в котором происходил длительный процесс формирования современной чеченской нации.

Во-вторых, в мировой историографии прочно утвердилось мнение об изначальной тюркоязычности хазар, а также близких к ним берсилов и савиров. Между тем, как уже говорилось выше, этнические нахи (нохчи) фиксируются даже среди обитателей скифских равнин. Еще более заметны нахи среди сарматских племен, а что касается алан, то некоторые чеченские исследователи предпочитают называть их нахо-аланами (например, И. М. Сигаури). Так почему же исключение делается для хазар, чей этноним в раннесредневековых летописях также носит явно собирательный характер? Между тем, «чеченский след» довольно легко обнаруживается не только в топонимике хазарского периода, но и в хазарской ономастике.

Начнем с легендарных предков хазар и близких к ним берсилов. Согласно хазарским преданиям хазары и берсилы произошли от двух родных братьев, соответственно Хазарика (Хазалиха) и Берсола. Первое имя, как нам представляется, имеет в основе чеченское выражение Хаз алиха/элиха «от красивого/прекрасного князя/царя». Возможен, впрочем, и другой путь образования этнонима хазар. Его корневая основа могла произойти от уже хорошо известного нам арс – азар – хазар.

Что касается имени Берсол, то мы можем предложить целый ряд возможных соответствий в чеченском языке: Берс эла – «Берс князь», буьрс эла – «грозный/суровый князь», борз эла – «волк-князь» или даже берш эли – «все князья».

Берс – имя собственное, до сих пор популярное среди чеченцев. Оно же лежит и в основе такой распространенной фамилии как Берсановы. Между прочим, Берс – имя легендарного шейха, распространявшего ислам среди чеченцев.

«Грозный, суровый князь» – вполне подходящее имя для предводителя воинственных правителей Хазарии, так же как и прозвище «волк». Кстати говоря, и русские летописи частенько употребляют этот же эпитет по адресу наиболее удачливых и воинственных князей Киевской Руси. В частности, им приписывается способность оборачиваться волком. Что касается чеченцев, то для них и сегодня волк является синонимом храбрости и стойкости перед жизненными невзгодами.

Свое, и достаточно простое, объяснение имеет и использование выражения «все князья» в качестве этнонима. История знает немало народов, социальная структура которых не знала резкого различия в правах. Те же чеченцы до сих пор любят подчеркивать, что среди них не было князей, вернее – все они были князьями. Что касается древних кочевников, создавших Хазарский каганат, то социальная иерархия в их обществе наглядно проявилась уже после того, как Хазария превратилась в степную империю, контролирующую важнейшие торговые пути того времени и подчинившую себе десятки народов и племен.

Сирийские раннесредневековые источники приводят свою версию происхождения хазар, весьма интересную для нас. Итак, по сообщению Иоанна Эфесского (жил во второй половине VI в.) во время царствования византийского императора Маврикия из внутренней Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них, именуемый Булгар, обосновался на границах Римской империи, а два других захватили страну алан, называемую Берсилия. Далее сообщается, что хазарами их стали называть по имени старшего из братьев, имя которого было Хазарик.

Более поздние византийские авторы, говоря о хазарах, довольно часто также подчеркивают, что они вышли из Берсилии.

Таким образом, мы получаем довольно интересную последовательность событий. Вначале происходит завоевание страны алан, которая почему-то называется Берсилией, что само по себе указывает на принадлежность этой территории берсилам. И уже на этой, якобы, завоеванной территории происходит формирование племени хазар, а, следовательно, хазары неминуемо должны были вобрать в себя алан.

Между тем, из содержания дошедшего до нашего времени письма хазарского кагана Иосифа вытекает, что в тот ранний период своей истории, когда хазары только пытались завоевать земли, которыми они позднее владели – единственными их союзниками выступили аланы. Вооруженный конфликт с аланами происходит гораздо позже, когда Хазария представляла собой могущественную империю. Но и в этом случае речь не идет о завоевании Аланского царства. Наоборот, военная победа хазар приводит к простому возобновлению хазаро-аланского союза.

Таким образом, хазары не завоевывали страну алан, но вместе с тем аланы сыграли заметную роль в формировании и берсилов, и собственно хазар. Теперь, если мы вспомним, что этноним аланы включал в себя нахов (нохчи), то легко понять, откуда появился «чеченский след» в истории Хазарского каганата.

В научной литературе выдвинуто и отвергнуто немало гипотез о происхождении этнонима хазары. Как представляется нам, исходной формой, от которой образовался этноним хазар может быть чеченское хаз ал/эл – «красивый/прекрасный царь/князь».

Вообще, когда речь заходит об двух таких близких этнических группах, как хазары и берсилы, – до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, можно ли рассматривать их как отдельные племена или это два рода внутри одного этноса. Уже само государственное устройство Хазарского каганата демонстрирует разделение власти между верхушкой хазар и берсилов. В то время как верховный каган всегда представлял хазар, его соправитель, обладавший реальной властью и носящий титул «бек» или «шад» – всегда происходил из берсилов. Из этого же племени выбиралась и главная жена кагана.

Титулы хазарских правителей («бек» или «шад») заслуживают того, чтобы специально остановиться на них. С титулом «бек» все ясно – он явно тюркского происхождения, но откуда в летописях взялось равнозначное ему «шад»? Имеются свидетельства, доказывающие, что титул «шад» появился у хазар очень давно, еще в период существования Западно-тюркского каганата (V – первая треть VI вв. н.э.), в состав которого они входили. Автор средневековой «Истории агван» в одном месте своего довольно обширного труда подчеркивает, что войско кочевников, вторгнувшееся в Закавказье, возглавляет племянник и одновременно наместник кагана, которого в честь его княжеской власти называют Шад.

Как мы знаем, жена кагана всегда принадлежала к племени берсилов, и поэтому соправитель Хазарии вполне мог одновременно являться и его племенником. Для нас в данном сообщении гораздо интереснее та часть сообщения М. Каганкатваци, в которой он прямо связывает титул «шад» с княжеской властью. Следовательно, «бек» и «шад» – слова-синонимы, причем, по мнению автора, шад представляет собой не что иное, как слегка видоизмененное сад/садой. Уместно будет напомнить, что чеченская традиция рассматривает тейп садой (сада-орсой) как имеющий княжеское происхождение. В этой связи стоит еще раз указать на связь чеченского выражения эл садой/эл сада-орсой с наиболее известными именами урартских царей: СардуриСад эли, РусаУрса/Орса/Урсана/Урзана. Как видим чеченский тейп садой оказывается как раз посередине древнейших исторических связей, идущих в высотном направлении: юг – север.

Благодаря «Истории агван» мы обнаруживаем еще одно значимое совпадение. Племянника кагана, обладающего титулом «шад», зовут Джебу-хакан. Известные нам правила языковой трансформации допускают взаимную замену звуков дж – с, благодаря чему личное имя Джебу-хакан превращается в Саду-хакан. Хакан – это то же самое, что и чеченское хьаькам, употребляемое в значении «начальник». Легко допустить, что в древности оно могло иметь более широкое смысловое значение «наместник», «правитель». Таким образом, Саду-хакан – «правитель саду/садой», т.е. мы вновь сталкиваемся с упоминанием чеченского тейпа садой.

Кстати говоря, и сам титул каган/хакан представляет собой кальку с чеченского хьаькам.

«Шад» или «каган» далеко не единственные термины, обозначающие государственную должность в Хазарии, которые могут быть осмыслены исходя из чеченского языка. Мы знаем, что наместники областей, назначаемые каганом и призванные следить за местным управлением и поступлением налогов в казну кагана, назывались тудун. Однако хазарское тудун явственно ассоциируется ассирийско-хуррито-урартским туртан, которое (как мы уже имели случай указать) происходит от чеченского турда – буквально «отец/обладатель меча». Понятно, что термин тудун/туртан/турда не мог попасть к хазарам от ассирийцев или урартов, а только от чеченцев (нохчи).

На наличие чечено-хазарских связей указывают и данные ономастики. Совпадение так называемых «библейских» имен не может вызывать удивления, например, имя одного из хазарских царей Иосиф – чеченское Юсуп. Но чеченские аналогии имеют и некоторые другие имена хазарских каганов, например, Обадий – чеченское имя 1убадий/1ибадий. Расшифровке с чеченского языка поддается и имя Багатар (хазарский правитель, принявший ислам). Мы можем предложить три версии, помогающие понять смысловое значение этого имени. Багатар – чеченское Вахитар, означающее буквально «пусть живет»; Вахит-эл – «пусть живет царь/князь»; Баха Дала – «говорит Господь».

Одна из сестер хазарского кагана в 732 году вышла замуж за византийского императора. Звали хазарскую принцессу Чичак, при крещении она получила новое имя – Ирина. Ее сын – Лев, взошел на византийский трон и царствовал в 775-780 годах, но больше известен по прозвищу «Хазар». Византийские источники сообщают, что первое имя принцессы Чичак означает «цветок». Между тем, по-чеченски «цветок» звучит как зезаг и именно эта форма легко восстанавливается в соответствии с законами языковой трансформации.

Но мы все таки не исключаем полностью возможность и другого варианта происхождения имени Чичак – от шишан/шешен/чечен.

На Маяцком городище, в слоях относящихся к хазарскому периоду, сохранились отдельные надписи, сделанные руническим письмом, принятым у древних тюркских народов. Обращают на себя две надписи, содержащие имена личные: «Ума и Ангуш наши имена»; «Элчи, и Ата-ач, и Бука трое их».

Из упомянутых в этих надписях пяти имен, по крайней мере, четыре ассоциируются с чеченскими именами. Так, Ума – личное имя, до сих пор распространенное среди чеченцев (фамилия Умаевых), а Ангуш по-чеченски означает буквально «виден горизонт». Известно селение Ангушт в Тарской долине, от названия которого и происходит современный этноним ингуш. Элчи/Элча означает в чеченском языке «пророк» или «посланник Божий» и вполне могло использоваться как имя собственное. Нам представляется также, что чеченское элча возникло в результате слияния Эл ша/Эл са – «пророк сам/Божий свет». И, наконец, Бука – еще одно чеченское имя, которое в настоящее время используется почти исключительно как детское прозвище.

Достаточно много материала для размышлений дает нам и топонимия хазарского периода. Впрочем, это материал достаточно трудный для работы, поскольку большая часть названий известна либо по арабо-персидским источникам, либо из переписки кагана Иосифа. Как арабское, так и еврейское письмо характеризуется отсутствием гласных звуков, которые далеко не всегда обозначаются вспомогательными диакритическими знаками. Добавим к этому специфику звуковой транслитерации в арабском, древнееврейском и персидском языках. Благодаря двум этим причинам установить подлинное звучание тех или иных топонимов часто оказывается такой же сложной задачей, как расшифровка секретного шифра.

Но есть еще два фактора, которые необходимо постоянно учитывать при попытке установить этническую принадлежность того или иного топонима. Во-первых, Хазария представляла собой полиэтничное государственное образование, объединяющее народы самого разного происхождения. Поэтому топоним, зародившийся в одной языковой среде, после определенной трансформации мог перейти в другую языковую среду, а уж затем только попасть на страницы рукописного источника, выполненного совсем другим языком. Эти языковые напластования необходимо снимать как луковую шелуху, что не так просто даже для лингвистов высокого уровня.

Во-вторых, трехсотлетняя история Хазарии характеризуется постоянно развивающимся процессом тюркиизации ее населения. К сожалению, мы не можем проследить этот процесс в деталях, хотя и имеем в своем распоряжении прямые указания на его наличие. Так, согласно сообщению ал-Бируни, аланы, постоянно живущие в последней столице каганата – городе Итиль, говорят на смешанном хорезмийско-печенегском наречии. Следовательно, к середине VIII в. центральные области Хазарии уже подверглись основательной тюркиизации. Можно, однако, предположить, что южнее, а именно в областях Северного Кавказа, где проживала основная масса не тюркского населения, этот процесс либо шел гораздо более низкими темпами, либо не шел вообще. Для нас важно иметь представление об ассимиляционных процессах в Хазарии потому, что это позволяет уточнить время возникновения того или иного топонима. Ясно, что после того, как какая-то область подверглась тюркиизации, здесь невозможно возникновение топонима не тюркского происхождения. Если же мы его обнаруживаем, это означает, что появился данный топоним гораздо раньше. Таким образом, мы можем утверждать, что нахская (нохчи) топонимия Хазарии относится к наиболее раннему периоду существования каганата.

Прежде всего, обратимся к топонимам, известным благодаря арабоязычным источникам. Все упомянутые ниже топонимы, локализуются на Кавказе и расположены на территориях либо подвластных хазарам, либо поддерживающих с ними постоянные отношения. Мы ограничимся простым их перечислением с указанием исходной (на наш взгляд) чеченской (нохчи) формы: Баб аш-Шабиран – Б1овнаш Сада алан/элан («Башни царя/князя Сада/садой»); Баб Самсахи – Б1ов Шамса-хи («Башня у воды/реки Шам) или Шам-шахьар – «Город Шам» (в обоих случаях налицо топоним Шам, известный и далеко к югу от Кавказа); Баб Анушарван – Б1ов Ану (Аллу/Эла) Ширван («Башня царя/князя Ширвана», явно локализуется на территории Кавказской Албании).

Корень шам/шем/сам/сем присутствует и в названии одной из первых столиц Хазарии – города Семендер. Мы полагаем, что исходной формой для этого названия послужило чеченское Шемен дар – «принадлежало Шаму/Симу» или же Шеман де – «отцу Шама».

Заслуживает внимания и название древнейшей столицы савиров/сад-эловВарачан, исходной формой которого мы считаем чеченское (нохчи) вара шан/шашан – «чеченец-нохчи».

Один из наиболее известных хазарских городов является Саркел, название которого в восточных летописях пишется как Ш-р-кил. По нашему мнению, это открывает возможность прочтения как Шира г1ала – «древний город-крепость».

В списке подчиняющихся ему причерноморских городов каган Иосиф называет и К-р-ц. Это город Керчь, в названии которого легко читается чеченское – Кхерч («очаг»).

На Таманском полуострове, на самом берегу Керчинского пролива, находился город, известный в византийских источниках как Таматарха, а в русских летописях – Тмутаракань. Сами хазары называли его Самкерц. Корень сам легко трансформируется в хорошо знакомый нам корень шам. Окончание керц – либо чеченское кхерч («очаг» или «жилище»), либо чеченское же х1ар ц1а – «этот дом». Все вместе звучит как Шам кхерч («очаг/жилище Шама/Сима») или как Шам х1ар ц1а – «этот дом (принадлежит) Шаму/Симу».

Расшифровку с чеченского языка мы можем предложить еще для одного топонима, восходящего к хазарскому периоду – Семикаракор. Распространено мнение, что в его основе лежат три тюркских корня: semiz – крепкий, kara – черный или sara – желтый, kel, kal – крепость. В целом же перевод на русский язык звучит как «Крепкая (сильная) черная (желтая) крепость». По нашему мнению, топоним в форме Семикаракор появился в результате неоднократной трансформации чеченской (нохчи) основы: Шемис – «Шама»; х1ара – «этот»; г1ала – «крепость/город». Общий смысл названия – «Это город/крепость Шама/Сима».

Определенный интерес для нашего исследования представляет и мусульманская гвардия каганов, известная под названием ал-ларисийа или ал-арсия. Арабоязычные источники единодушно утверждают, что ал-ларисийа/ал-арсия не были хазарами, хотя и не дают исчерпывающего ответа на вопрос об их этнической принадлежности. Только арабский средневековый историк и географ ал-Масуди писал, что ал-ларисийа/ал-арсия пришли в страну хазар из Хорезма вследствие какой-то кровопролитной войны, сопровождавшейся эпидемией чумы. В связи с этим С. А. Плетнева выдвинула предположение, что хазарская гвардия была сформирована из остатков племени аорсов, входивших в аланский племенной союз и долгое время обитавших в нижнем течении реки Амударья.

Мы уже неоднократно говорили о собирательном характере этнонима алан и ссылались на мнение ряда авторов, убежденных в том, что этнические нахи (нохчи) составляли большую часть алан. Что касается племени аорсов, то не вызывает сомнения, что в его основе лежит корень орс/урс, который осетинский ученый В. И. Абаев переводит с осетинского как «белый». Между тем, у каждого, кто прочитал настоящее исследование, не должно возникнуть сомнения в том, что этноним аорсы образовался на уже хорошо известной нам чеченской (нохчи) основе арс/орс/урс, которая еще в глубокой древности в некоторых языках обрело форму урз/урзана/рус. Само слово арс некоторые чеченские авторы переводят как «поляна». Опираясь на это толкование слова арс, например, Х, Закриев в основе племенного название арсы/аорсы видит чеченское словосочетание ар и сой – «люди полей, равнин».

Мы уже неоднократно указывали, что корневая основа арс/урс/рус встречается на огромном пространстве, где некогда расселялись нахские (нохчи) племена. При этом нелишним будет все же указать, что сама эта корневая основа сформировалась в глубокой древности путем слияния Эл/Ал са – «Божья/пророческая душа» с последующей трансформацией в .

Благодаря этому мы можем выдвинуть собственную версию чеченского (нохчи) происхождения названия ал-ларисийа/ал-арсия: ал-ларисийа – эла лари (ларвар) сий да (буквально – «почет (есть) охраняющим царя»); ал-арсия – эл орси/эла русийа в двух значениях: первое – «царь/князь орсой/русов/эрсной» (напомним, что орсой – один из чеченских тейпов); второе – «Господь/Бог орсой/русов/эрсной». При этом, первое истолкование позволяет представить гвардию ал-ларисийа/ал-арсия как потомков Азара/Арса, который согласно кораническим преданиям был отцом пророка Ибрахима (Авраама/Аврахама).

Не следует забывать и о некоторых особенностях государственного и общественного устройства Хазарского каганата, имеющих прямые аналоги в общественном устройстве чеченцев (нохчи). Например, в своем письме каган Иосиф указывает, что вся территория Хазарии делилась на родовые владения, принадлежавшие тому или иному роду. Аналогичную картину мы долгое время наблюдаем и у чеченцев (нохчи).

Вообще, для хазарского государства на протяжении большей части его истории характерна высокая терпимость к национальным и конфессиональным различиям. Так, письменные источники отмечают наличие в волжской столице каганата этнических кварталов; в постоянном войске помимо ал-ларисийа/ал-арсия служат также хазары, русы и славяне; судопроизводство в городах отправляют, как правило, несколько судей, ведущих разбор дел отдельно для представителей разных религиозных конфессий: мусульман, христиан, иудеев и язычников.

Да и само описание последней хазарской столицы, города Итиль на Волге, заставляет вспомнить более ранние столицы, располагавшиеся на территории современной Республики Дагестан. В частности, и там, и здесь отмечается большое количество садов и виноградников.

На основании всего вышесказанного мы вправе сделать вывод о том, что значительную часть населения Хазарии составляли этнические предки современных чеченцев (нохчи), которые впоследствии подверглись тюркской ассимиляции. Чеченское (нохчи) присутствие обнаруживается как в ранней хазарской ономастике, так и топонимии. Кроме того, мы можем утверждать, что нахи (нохчи) оказали заметное воздействие на религиозную жизнь Хазарии. Для нахского (нохчи) населения, рассеянного на огромной территории от Ханаана до Хорезма характерна приверженность к разным формам монотеизма. В принципе, иудаизм (религия пророка Мусы (Моисея), христианство (религия пророка Исы (Иисуса Христа) и ислам (религия пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – представляют собой одну и ту же религию, в основе которой вера в Единого Бога. Все известные пророки были посланы к разным народам с одной и той же вестью: «Нет другого Бога, кроме Единого Бога». Религия Единобожия от Адама до Мухаммада одна и не Аллах делит людей, но люди сами делят себя и религию. Что касается «избранности» народа Исраила (Якуба/Иакова), то она состояла в том, что на него была возложена обязанность проповедовать религию Всевышнего.

История хазарской государственности завершилась в 965 году походом киевского князя Святослава. Одновременно началась история русского государства, в основе которого мы обнаруживаем все тот же нахский (нохчи) этнический элемент, который находили и в Хазарии.

Вообще, история возникновения древнерусского государства содержит немало темных мест, одним из которых является происхождение самого этнонима русы. Широкое распространение получило мнение, что этноним русы произошел от славянского слова русый, имеющий значение «светлый, красный, яркий». Однако в научной литературы высказано немало сомнений в том, что слово Русь/русы изначально имеет славянское происхождение. Высказывается даже предположение, что Русь/русы – первоначально не этноним, а имя собственное, которое затем перешло в термин, обозначающий социальную верхушку.

Как бы то ни было, но письменные источники раннего средневековья (как западноевропейские, так и арабоязычные) явственно различают русов от славян. Причем, согласно свидетельствам современников, русы собирали дань со славян и являлись, таким образом, социальной верхушкой Древнерусского государства. Об этом писали арабские географы еще в IX в., византийский император Константин Багрянородный – в Х в. и другие авторы. Для нашего исследования принципиально важно отметить, что корень рус мы обнаруживаем на обширном пространстве от Древней Руси на севере до Египта на юге и объяснить его столь широкое распространение можно только тем, что вся эта территория некогда служила ареалом обитания древнего чеченского (нохчи) этноса.

Мы уже приводили немало примеров распространения основы арс/орс/урс/урз/урзана/рус от глубокой древности до первого тысячелетия нашей эры, что нашло свое отражение как в топонимике, так и ономастике самых разных регионов и самых разных народов. Сейчас мы можем дополнить этот ряд примеров.

В Библии Палестина называется Erez – «страна», Erez Israel – «страна Исраиля» или Arzenu – притяжательное значение «наша страна». В последней форме (Arzenu/арсену) просматривается чеченское арсин ю – «принадлежит арсиям». Выше мы писали о том, что племя арсиев/аорсов можно отнести к кругу древних племен чеченского (нохчи) происхождения. Добавим к сказанному, что сам этноним арса/аорса, возможно, имеет в своей основе чеченское ар/ал/эл са. Как уже неоднократно говорилось ар/ал произошло от более древней формы эл, которая имеет разные смысловые значения, в том числе «княжеский», «царский», «Господь», «Бог», «пророк». Чеченское слово са в настоящее время также имеет не одно значение: «дыхание», «душа», «свет». Поэтому арса можно перевести как «(имеющие) княжескую душу» (т.е., благородное происхождение), или как «(несущие) дыхание Господа» (т.е. обладающие верой в Единого Бога).

Возвращаясь к библейскому названию Палестины, напомним – некоторые исследователи полагают, что из основы Erez появилось египетское название Палестины (в текстах Нового царства) – Рутену или Рузену. Так, область Галилея, расположенная на севере современного Израиля, в египетских текстах называется Верхним Рутену/Рузену. Что касается этнонима Галилея, то, возможно, он происходит от чеченского (нохчи) г1ал элий – буквально «город пророков» или «город царей/князей».

Особо обратим внимание, что египетскую надпись Рутену можно прочитать и как Рузен, откуда легко получается Русена. Как видим, в этом названии присутствует та же корневая основа, что и в библейском названии древней Палестины – Arzenu. А, кроме того, сама собой напрашивается еще одна параллель – с хурритским государством Арсава (Арцава, Арзава), граничившим с империей хеттов.

И, наконец, добавим, что нам в египетском Рутену/Рузену/Русена слышится знакомое арс/оьрс/оьрси.

Вообще, по мнению И. Великовского, одного из исследователей Библии, слово Русена/Русь должно было присутствовать в Ветхом Завете в девяти местах, но было заменено при переводе на древнееврейский язык. Впрочем, тот факт, что территория Палестины и частично Сирии некогда носила название Рутена/Рузену/Русена либо замалчивается, либо никак не комментируется современными историками и комментаторами Библии.

Согласно уцелевшим египетским текстам, один только фараон Тутмос III, живший в XV в до н.э., совершил четырнадцать походов в страну Рутену. Кстати говоря, в египетский текстах мы обнаруживаем еще одну интересную параллель, ведущую к языку чеченцев (нохчи). Для обозначения могучего воина-витязя египтяне пользовались словом ариэль. Этимология этого слова неясна, но нам представляется, что происходит оно от чеченского (нохчи) Эли эл – «царь царей».

Как видим, топоним Рутена/Рузену/Русена/Русь обнаруживается далеко на юге от Древней Руси – в Палестине. Но и это еще не предел южного распространения топонима Русь. На юге Аравийского полуострова (к юго-востоку от города Сана, столица Йемена) находится местность, с названием ар-Рус – «Страна Рус», а огромный солончак на юго-востоке Аравии носит название Аба ар-Рус – «Отцы русов».

Что касается Западной Европы, то в первом тысячелетии нашей эры Русь здесь называли также Ругией, Рутенией, иногда Руйей или Руйяной.

Все сказанное выше, дает нам право связать этноним русы с чеченским (нохчи) этническим элементом, который сыграл решающую роль в консолидации восточнославянских племен, которые вошли в состав Древней Руси.

Между прочим, автор настоящего исследования далеко не единственный, кто связывает происхождение этнонима русы с некой господствующей социальной верхушкой. Например, российский исследователь Ю. Д. Петухов полагает, что корневая основа рус в разных языках имеет значение «царь, князь, властитель», например, латинское rex – «царь», индийское раджа – «князь», французское сир и английское сэр. [17]

Уже не одно столетие продолжаются научные споры об этнической принадлежности русов, составивших социальную верхушку (или пользуясь современной терминологией – политическую элиту) древнерусского государства. Так, широкую известность получила так называемая «норманнская» гипотеза, согласно которой Киевскую Русь основали предводители воинственных скандинавских дружин. Несмотря на то, что «норманнская» теория не раз подвергалась уничтожающей критике, она до сих пор имеет немало сторонников в научной среде.

Как уже говорилось, средневековые письменные источники не позволяют пролить свет на этническую принадлежность русов, хотя и единодушно отличают их от славян. В этом смысле особый интерес представляет свидетельство так называемой «Генеалогии тюрок», письменного источника, сложившегося в хазаро-персидской среде примерно в VIII – IX вв. и запечатленного в рукописях XII – XIV вв. В частности, «Генеалогия тюрок» сообщает, что предок русов, носивший имя Рус, являлся родным братом Хазара, первопредка хазар. Рус вторгся в землю Хазара, где и поселился. Позднее Саклаб (предок славян), названный в «Генеалогии тюрок» племянником Руса и Хазара, попытался силой поселиться на землях Руса, Хазара и Кимера (названного в этом документе предком булгар и буртасов). Последние, общими усилиями, отбили поползновения Саклаба, и тот вынужденно поселился в тех местах, где позднее исторические хроники локализуют восточных славян.

Для нас в этом предании интересными представляются следующие моменты. Во-первых, Рус и Хазар названы братьями, а это означает общность происхождения. Однако, хазар принято считать тюрками, а русов называют то викингами, то славянами, но никак не тюрками. Казалось бы, возникает непреодолимое противоречие, которое, однако, легко разрешается, если мы вспомним, что первоначально этноним хазары включал в себя не только этнических тюрок, но и какую-то часть чеченских (нохчи) племен, обитавших в степной зоне между Большим Кавказом и Волгой. В то же время, благодаря исследованиям ряда ученых (в частности, Я. С. Вагапова), твердо установлено наличие чеченских (нохчи) племен в среде сарматских племен, обитавших между реками Днепр и Дон. Именно здесь позднее заявят о себе русы, которых современники никогда не путали со славянами.

Во-вторых, Саклаб оказывается племянником одновременно и Русу, и Хазару, т.е. в его происхождении есть что-то, что связывает его с Русом и Хазаром. Это что-то легко обнаруживается, если мы вспомним, что русы, господствовавшие над славянами, очень быстро оказались ассимилированными ими. Вообще, слова «русский» и «славянин» в качестве синонимов начали употребляться только с Х в. н.э. В этой связи заслуживает внимания мнение А. Абрашкина, который считает русских коренными жителями Русской равнины, а славян – пришельцами, хотя и ближайшими соседями. Это полностью совпадает со свидетельством «Генеалогии тюрок», согласно которой Саклаб первоначально пытался поселиться на земле, принадлежавшей Русу.

В достаточно обширном и интересном по содержанию исследовании Е. С. Галкиной последовательно проводится мысль о том, что древние русы на самом деле представляли собой остатки аланских племен, издревле обитавших по течению реки Дон. При этом она (опираясь на материалы археологических исследований) полагает, что ассимиляция алан в верхнем и среднем течении Дона началась лишь со второй половины IX в. Кроме того, эта же исследовательница полагает, что Киевской Руси предшествовало другое государственное образование, названное ей Русским каганатом. Территория этого раннего государства находилась между Днепром и Доном, причем роль политической элиты в нем принадлежит как раз аланам.

Данные антропологии также подтверждают распространение так называемого кавкасионского расового типа не только не всей перечисленной выше территории, но и гораздо шире. Судя по тому, что именно на Центральном Кавказе данный антропологический тип сохранился в наиболее «чистом виде», можно сделать вывод о Кавказе как очаге его зарождения и распространения. Именно поэтому на Западе белую расу называют кавказской.

Мы уже неоднократно говорили о том, что именно чеченский (нохчи) этнический элемент составлял основу аланского племенного союза и поэтому нет необходимости специально еще раз останавливаться на этом. Что касается вопроса об ассимиляции древних русов, то о слиянии славян и руссов со всей определенностью говорит географ Х века аль-Истахри, который в своем сочинении делит руссов на три группы, причем, одну из групп (самую отдаленную) он назы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: