Сущность прибыли, ее источники и виды

Экономический смысл значений указанных показателей со­стоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каж­дого рубля средств, которые вложены в производство или затра­чены на выпуск продукции.

Общая сумма прибыли устанавливается путем суммирования прибыли от выполнения перевозок (за вычетом отчислений на строительство дорог), транспортно-экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и других работ и услуг.

Балансовая прибыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов:

Пбал = [(Дпер – 0,02Дпер) + (Дтэо + Дп-р + Ддр)] - [Sпер + Sтэо + Sп-р + Sдр]

где Sпер, Sтэо, Sп-р, Sдр – затраты соответственно на перевозки, транспортно-экспедиционные операции, погрузочно-разгрузочные и другие работы; 0,02Д ПЕР — отчисления в размере 2% от до­ходов по перевозкам на строительство и реконструкцию автомо­бильных дорог.

При планировании работы АТП определяют плановую при­быль, при подведении итогов работы за отчетный период — фак­тическую.

Для уточнения плановых темпов роста балансовой прибыли пересчитывают прибыль за отчетный период по тарифам (це­нам) планируемого года. Балансовая прибыль не уменьшается на сумму убытков от деятельности жилищно-коммунального хо­зяйства и расходов на содержание культурно-просветительных учреждений.

Выполнение плана по прибыли оценивают, сопоставляя фак­тическую прибыль по отчетному балансу с балансовой прибылью, утвержденной в плане.

Прибыль — важнейший показатель, на основании которого определяются размеры формирующихся фондов экономического стимулирования; взносов в бюджет и уровень рентабельности предприятия.

Валовой доход (выручка от реализации) характеризует общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка от реализации является одним из ключевых показа­телей финансовой деятельности предприятия, по которому опре­деляют его рейтинг.

Валовой доход АТП — это денежные средства, получаемые за все виды выполненных услуг: перевозку грузов и пассажиров; вы­полнение транспортно-экспедиционных услуг, погрузочно-разгрузочных работ, прочих работ и услуг.

Валовые доходы ДВАЛ определяются путем суммирования доходов, полученных от всех видов деятельности АТП (перево­зочной работы ДПЕР, транспортно-экспедиционных операций Дтэо, погрузочно-разгрузочных работ Дп-р и прочих работ и услуг Ддр):

Двал = Д пер + Дтэо +Дп-р +Ддр.

При расчете доходов АТП применяются метод прямого расче­та и аналитический метод.

Доходы от грузовых перевозок при сдельной оплате труда во­дителей определяются как произведение сдельного тарифа на объем выполненной транспортной работы в тоннах. При почасовой оплате доходы подсчитываются путем сложения произведе­ния установленного тарифа на количество отработанных часов и суммы дополнительной оплаты за каждый километр пробега. При покилометровой оплате доходы равны произведению уста­новленного тарифа на общий пробег.

Доходы от транспортно-экспедиционных операций зависят от категорий экспедируемого груза и составляют определенный процент от доходов, вырученных при перевозке грузов.

Доходы автотранспортных предприятий, полученных от погрузочно-разгрузочных работ, предоставления различных услуг и осуществления операций уточняются в зависимости от установ­ленного тарифа и выполненного объема работ.

Сумма доходов АТП от автобусных перевозок зависит от их объема, дальности и вида (городские, пригородные, внутрирай­онные, внутриобластные и междугородные), а также размера ко­миссионного сбора за предварительную продажу билетов. Доходы от перевозок автобусами, работающими по заказам, исчисляются как произведение почасового тарифа на продолжительность ра­боты автобуса.

Доходы от таксомоторных перевозок рассчитываются в зави­симости от выполненных платных километров пробега, количест­ва вызовов автомобилей-такси к клиентам, числа посадок, часов простоя и тарифов по названным видам услуг.

В практике планирования для определения валовых доходов применяется аналитический метод расчета по укрупненным пока­зателям (средней доходной ставке и выполненному объему работ).

Доходная ставка — это средний размер дохода, приходящего­ся на единицу транспортной продукции.

Средняя доходная ставка di, представляет собой отношение фактического дохода по данному виду перевозок Дi к объему вы­полненной транспортной работы Рi:

Di = Дi / Рi


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: