Классификация цен. Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и обра­зуют систему

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и обра­зуют систему. Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношения различных видов продукции. Она складыва­ется из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производст­ва в целом и отраслей друг от друга, единым процессом формирования затрат на производство идругими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от сферы оборота определяются внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по ко­торым компании реализуют продукцию потребителям.

Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий и являются основным инструментом внутрихозяй­ственных отношений. Они делятся на следующие виды:

1. Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цехи, участки, отдельные производства внутри одного предприятия. Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения.

2. Внутрифирменные цены, по которым самостоятельные
предприятия (юридические лица) производят поставки внутри объединения. Внутрифирменная цена включает в себя перемен­ные расходы и доход, который направляется на покрытие постоянных расходов подразделения предприятия и всей фирмы.

3. Трансфертные цены — внутрифирменные цены, которые
обслуживают оборот между подразделениями, находящимися
в различных регионах.

Трансфертная цена как бы поглощает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.

Отпускная (оптовая) цена отражает верхний предел внутрен­ней цены и определяется исходя из влияния как внутренних фак­торов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.

Таким образом, во-первых, внутрифирменное ценообразова­ние является существенным фактором, влияющим на отпускную (оптовую) цену предприятия; во-вторых, внутрифирменная цена, отличаясь от цены предприятия, более объективна, поскольку не является результатом взаимодействия интересов производителя и конечного потребителя, т. е. не подвержена субъективной оцен­ке. Наряду с внутренними ценами предприятия и оптовыми цена­ми в зависимости от характера оборота выделяются также закупочные цены, по которым реализуют сельскохозяйственная про­дукция государственным и коммерческим организациям.

По розничным ценам товары реализуются в розничную торговую сеть. По этим ценам обычно продают товары народного по­требления, прежде всего населению, в меньшей степени пред­приятиям, организациям и предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения врозничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

По степени и способу регулирования различаются:

1. Регулируемые цены — устанавливаются под контролем государства или отдельных субъектов Российской Федерации. Вы­деляются прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов измененияцен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены посредством изменения налогов и процентных ставок.

2. Договорно-контрактные цены определяются по соглашению
сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

3. Фиксированные твердые цены — устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями.
Они назначаются по ограниченному кругу товаров.

4. Свободные цены — освобождены от ценового вмешательства государства. Они формируются под воздействием конъюнкту­ры рынка, законов спроса и предложения.

Наряду с перечисленными основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд других видов цен, которые вы­деляются по самым разнообразным признакам.

С учетом фактора времени выделяют:

1. Постоянные цены, срок действия которых заранее не ого­ворен.

2. Сезонные цены — вид закупочных или розничных цен на товары. Носят сезонный характер. Такая цена определяется путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены идействует в течение определенного периода времени (сезона).

По способу получения информации об уровне цен выделяют:

1. Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе. Они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.

2. Прейскурантные цены — особый вид справочных цен, которые публикуются в прейскурантах фирм-продавцов.

3. Расчетные цены применяются вдоговорах, контрактах на
нестандартное оборудование, которое изготовляется по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.

В зависимости от вида рынка различают:

1. Аукционные цены от публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупа­телем партию товара (лот). Они устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.

2. Биржевые котировки — цена стандартизированного однородного товара (в том числе ценных бумаг), который реализуется через биржу.

3. Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство опреде­ленных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

В зависимости от территории продаж бывают:

1. Единые цены — действуют на всей территории страны; устанавливаются и регулируются государством.

2. Региональные цены — формируются на отдельных территориях страны. К ним относятся цены на сельскохозяйственную
продукцию и сырье, газ, электроэнергию.

3. Местные цены — устанавливаются на продукцию, которая
как производится, так и потребляется в данном регионе.

Классификация цен позволяет выработать эффективные ме­тоды ценообразования, которые реально отвечают требованиям как производителя, так и потребителя.

В системе цен можно выделить три основных вида: договор­ные, государственные и мировые цены.

Договорные цены устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на дан­ный товар.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливают­ся на продукцию предприятий-монополистов, базовые ресурсы для экономики данной страны, социально-значимые товары.

Мировые цены применяются в международной торговле. Их уровень отражает цены, по которым совершаются наиболее круп­ные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.

Рост прибыли АТП будет обеспечен за счет введения более высоких тарифов на перевозки, но прибыль может возрас­тать и при увеличении объема перевозок при пониженных тари­фах. Устанавливая цены, предприятие должно стремиться полу­чить максимум прибыли по всем видам перевозок. Для этого необходимо разработать систему тарифов для различных усло­вий перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: