Принципы формирования инновационной политики

Очевидно, что в ХХI веке реальной независимостью и безопасностью будут обладать лишь страны, создающие и использующие собственные высокие технологии на основе развития мощной фундаментальной и прикладной науки.

В последнее время ведущими экономистами предлагаются механизмы возрождения и развития производств в высокотехнологичных отраслях промышленности, делая при этом основной упор на активную роль государства

Государственная инновационная политика — создание благоприятного экономико-правового климата для осуществления инновационных процессов в коммерческих и некоммерческих организациях; является связующим звеном между сферой академической науки и потребностями конкретной экономики.

Республика Беларусь, как это и продекларировано в Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь, перешла к построению постиндустриального общества. Постиндустриальное общество, как известно, предусматривает новую парадигму экономической модели, базирующуюся на «новой экономике». Категория «новая экономика» в своей основе предусматривает главным ресурсом в хозяйственной системе интеллектуальный капитал, или способность людей к нововведениям и инновациям в целях производства конкурентоспособного продукта на рынок.

В рамкax "государственно-регулируемой рыночной экономики" необходимо сосредоточить усилия на преодолении технологического разрыва между нынешней Беларусью и наиболее развитыми индустриальными странами мира за счет проведения эффективной государственной научно-технической политики, основанной на повышении роли фундаментальной и прикладной наук.

Основной целью инновационной политики республики в соответствии с «Концепцией инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы» является повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства.

Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:

· формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;

· финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;

· формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;

· подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

Принципами инновационной политики государства должны стать:

· ориентация экономики республики на инновационный путь развития, максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;

· эффективное использование научно-технического потенциала республики;

· равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;

· обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;

· осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности.

Государственная научно-техническая политика формируется на основе выбора приоритетных направлений научно-технической деятельности, концентрации ресурсов для решения наиболее важных социально-экономических проблем Республики Беларусь.

Для реализации этого подхода к инновационным процессам, как показывает опыт развитых стран, необходимо

· глубоко, всесторонне познать структуру и качественные характеристики технологических укладов реального сектора экономики, его основных фондов и интеллектуальную составляющую производственного потенциала, как базы его инновационной модернизации и реконструкции;

· умело интегрировать деятельность структур, участвующих в формировании материальных ресурсов, денежных накоплений, имея в виду эффективное воспроизводство технологического капитала с использованием интегрального эффекта от системного регулирования и управления инновационно–инвес-
тиционным процессом;

· обеспечить системное государственное воздействие (государственное регулирование) на структурно–инновационный цикл воспроизводства экономики страны, преодолевая структурные диспропорции вследствие сложившейся отсталой структуры технологических укладов.

В Республике Беларусь проблемы управления инновационной деятельностью предприятий на макроуровне связаны с осуществлением структурной перестройки экономики и созданием макроэкономических условий для активизации инновационной деятельности на предприятиях. Это проблемы: привлечения иностранных инвестиций; государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий; приватизации, как инструмента мотивации инновационной деятельности; компетентного управления предприятиями госсектора.

Решение приоритетной задачи развития Республики Беларусь – повышение уровня и качества жизни населения посредством активизации инновационной деятельности – наглядно представлено на рис. 2.1.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики по мере роста скорости и эффективности инновационных процессов приводит к укреплению позиций на мировом рынке, росту валютной выручки, создает источники долговременного устойчивого и сбалансированного развития.

Стимулирование внедрения новейших разработок в странах, выбравших инновационную модель развития экономики, осуществляется в рамках мощных государственных программ, где задействованы различные правовые и экономические механизмы, обеспечивающие успешное саморазвитие бизнеса.

Рис. 2.1. Активизация инновационной деятельности – основа развития экономики

Республики Беларусь

В целях активизации инновационного процесса участие государства предусматривается в формах:

- нормативного финансирования науки и малого научно-технического предпринимательства;

- страхования частных инвесторов, вкладывающих средства в малые наукоемкие фирмы;

- налоговых льгот, включая налоговые скидки (6-10%) с общей суммы инвестиций в активную часть основного капитала, сокращение (на 25%) налогооблагаемого дохода корпораций от ассигнований на исследования и разработки, а также налоговое стимулирование компаний, предоставляющих оборудование и финансовые средства системе высшего образования;

- поддержки совместных исследовательских центров, создаваемых частными фирмами и университетами;

- реализации мероприятий по повышению эффективности использования материально-технической базы науки, по совершенствованию служб научно-технической информации, международного научно-технического сотрудничества.

Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения.

Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества и взаимодействия, как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государства.

Наукоемкие технологии и отрасли хозяйства являются сегодня основной движущей силой развития экономики как в масштабах отдельно взятой страны или группы стран, так и в мировом масштабе. Это относится и к сфере производства, и к сфере услуг. Характерными особенностями наукоемких отраслей, определяющими их роль в инновационном развитии, являются: темпы роста, в 3-4 раза превышающие темпы роста прочих отраслей экономики; большая доля добавленной стоимости в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих; крупные объемы экспорта и что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий мультипликативный эффект нововведений в национальном и мировом хозяйстве. Кроме того, наукоемкие отрасли являются приоритетным полем деятельности малых и средних фирм, а также основным объектом вложений рискового капитала.

Без поддержки фундаментальной и прикладной наук, создающих прорывные технологии, последние угаснут. Развитие науки по всем её направлениям невозможно без государственной поддержки. В настоящее время выдвигается следующий минимальный комплекс конкретных мер государства в этой сфере:

1. Увеличение целевых государственных расходов на науку и наукоемкие производства.

2. Создание условий для увеличения собственных источников капиталовложений в НИОКР предприятий и организаций.

- 3. Пересмотр налоговой системы применительно к научным учреждениям, включая высшую школу их полное или частичное освобождение от подавляющего числа налоговых обязательств

Активная роль государства в развитии высокотехнологичных отраслей, несомненно, должна реализовываться в рамках стратегии долгосрочного экономического развития страны.

Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года предусмотрено, что одним из важнейших приоритетов в следующем пятилетии должна стать государственная инновационная политика, обеспечивающая переход от индустриальной стадии экономики к постиндустриальной. Это потребует формирования нового технологического базиса производства, содействующего переходу к ресурсосберегающему типу воспроизводства. При этом экономический рост должен быть обеспечен за счет активизации структурных преобразований, внедрения новых достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансирования развития территории и населенных пунктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: