Необходимость стратегического подхода к управлению инновациями

Основным условием эффективного социально-экономического развития страны в XXI в. становится продуманная инновационная политика как на уровне государства, так и на уровне субъектов хозяйствования.

Вступив в начале 90-х годов на путь самостоятельного социально-экономического развития, Республика Беларусь сразу же столкнулась с необходимостью формулирования национальных стратегических целей, выработки соответствующих государственных стратегий и программ действий по достижению таких целей. При этом уже на первом этапе решения указанных задач был сделан "однозначный вывод о том, что разрабатываемые и принятые программы социально-экономического развития Республики Беларусь должны опираться на научно-технический прогресс как стратегию экономического ростa. Экономической основой этой стратегии в условиях республики, не располагающей существенными запасами минерально-сырьевых ресурсов (особенно топливно-энергетических), может быть научно-технический потенциал. Этот;ресурс при соответствующей поддержке государства должен стать основой реструктуризации экономики в направлении систематического роста ее экспортного потенциала".

На следующем этапе определения государственной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь среди возможных вариантов этой стратегии в качестве основного был выбран инновационный вариант: "В республике официально провозглашена стратегия инновационного развития. Для ее реализации необходимо усиливать инновационную политику, отказываясь от бесперспективной стратегии "догоняющего развития" в пользу модели "опережающей модернизации" как пути, который может обеспечить относительно быстрое достижение современного технологического уровня". Третье Всебелорусское собрание в очередной раз подтвердило избранный курс на обязательную инновационную разрабатываемых сегодня стратегий социально-экономического развития Республики Беларусь.

Для государства необходимо решить две важнейшие проблемы:

1. Определить технологические, экономические и основные цели и план макроэкономических преобразований, мобилизируя общество единством ориентации.

2. Сформировать условия, способствующие инновационно-инвестиционному процессу.

Управление инновациями должно превратиться в согласие и сотрудничество государственного и предпринимательского механизма. Создание условий для достижения согласия интересов государства и работников в сфере научно-технической деятельности – это основная задача государственного уровня управления. Этот уровень становится стратегическим, отдавая тактическое и оперативное управление отдельным фирмам и специализированным структурам.

Рассматривая инновационную стратегию государства системно, необходимо выделить четыре последовательных уровня государственной деятельности: разработку инновационной доктрины, формирование государственной инновационной политики, создание инновационного законодательства, развитие инновационных программ.

При разработке и реализации доктрин государств определяется ведущая роль научного ресурса. Любая доктрина должна ориентироваться на человеческое измерение ценностей. Все доктрины объединяет главная цель – содействие росту экономического, экологического и социального благосостояния населения и безопасности государства. При согласованной выработке доктрин любая из них понимается как система базовых положений, выработанных руководством государства и определяющих политику государства в данном направлении безусловно, поддерживаемую населением.

Для всех доктрин обязательным является их взаимное согласование и общее подчиненно-согласованное целеуказание.

При разработке настоящей концепции инновационного развития государства предполагается, что одновременно вырабатываются:

- геополитическая доктрина;

- военная доктрина;

- научно-образовательная доктрина;

- инновационная доктрина;

- производственная доктрина (включая производство товаров, продуктов питания и производство услуг);

- социально-экономическая доктрина и другие.

Разработка доктрины соответствующего направления является лишь первым (наивысшим) этапом государственного управления развитием этого направления. Взаимосвязь всех государственных мероприятий по направлениям представлена на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Взаимосвязь государственных мероприятий согласованного развития основных направлений государственной значимости


При этом перед гocyдapством возникает ряд проблем:

1. Стратегическая программа действий.

2. Механизм поддержки своих решений.

3. Оперативность реагировании я на изменения в производственном комплексе страны.

4. Способность воздействовать на изменения в производственном и финансовом комплексах.

5. Эффективная связь с предприятиями и регионами.

6. Обеспечение профессионализма и качества принятых решений, производственных коопераций из предприятий различных отраслей и новых экономических структур.

Механизмы взаимодействия инновационных стратегий государства и приоритетных направлений отечественных научных исследований в процессе их выбора и взаимосогласования должны быть тщательно сформулированы, а их отдельные элементы содержать детальное описание осуществляемых с их помощью шагов, ведущих к достижению поставленной стратегической цели. "Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источников привлечения этих средств" "Инновационная стратегия – это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения системы отбора и реализации нововведений, как в технологии, так и в управлении технологией в соответствии с общественной ориентацией развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: