Связь и информация в кибернетических системах

1. Прямые связи – это связи, идущие от управляющей к управляемой подсистеме. Это командные связи. Они отражают степень воздействия субъекта управления на объект управления или системы на среду.

2. Обратные связи – это связи идущие от объекта к субъекту управления или от среды к системе. Они показывают разницу между ожидаемым и действительным результатом воздействия (положительные и отрицательные связи).

Информация.

Информация в узком плане – это сведения, которые используются в управлении. Сведения, которые используются в управлении являются знаниями. Информация носит дискретный или непрерывный характер. Информацию необходимо упорядочивать и анализировать. Неупорядоченная информация это шумы, они перегружают каналы связи и мешают функционированию системы.

Информация классифицируется по признакам:

1. по срочности;

2. по объекту, который характеризуется;

3. по источнику получения, масштабу;

Ценность информации определяется:

1. новизной; 2. своевременностью получения; 3. быстротой получения; 4. надежностью (насколько можно рассчитывать на систематическое получение информации); 5. достоверностью.

Кибернетический подход в управлении можно рассмотреть на примере управления системой спортивной тренировки, которая состоит из двух подсистем. Управляющая – тренер и управляемая – спортсмен.

Целью управления тренировкой юных спортсменов является планомерное повышение уровня их спортивной подготовленности.

Тренер посредством физических упражнений воздействует на поведение юного спортсмена и добивается запланированного эффекта в улучшении состояния двигательных функций (двигательные умения и навыки, физические качества). Целенаправленная двигательная активность занимающихся опосредованно действует на системы, органы и организм юного спортсмена в целом, совершенствуя их функционирование.

В самом упрощенном виде система управления состоит из двух частей: управляющая подсистема (тренер) и управляемая подсистема (юный спортсмен).

прямая связь

ТРЕНЕР ЮНЫЙ СПОРТСМЕН

обратная связь

Управляющая и управляемые подсистемы обязательно соединены прямой и обратной связью. Прямая связь - это команды, распоряжения. приказы, указания тренера юному спортсмену. Обратная связь – это сличение поставленной цели (задачи) с достигнутым результатом, а также информация о состоянии юного спортсмена. Прямая и обратная связи образуют замкнутое кольцо, определяющее системность управления.

Процесс управления (самоуправления) независимо от сложности системы и от её места на иерархической лестнице составляет три последовательно осуществляемых стадии:

 
 


Ц – целеполагающий аспект;

П – процессуальный аспект;

А – аналитический аспект.

Из схемы видно, что тренер озадачивает юного спортсмена (Ц), с помощью методов управления и спортивной тренировки решаются поставленные задачи (П), а также сопоставляется заданное и достигнутое (А).

Если из трех аспектов хотя бы один не «работает», то можно утверждать о бессистемном управлении. Для успешного функционирования системы управления тренеру следует: иметь четкую информацию о состоянии юного спортсмена. на основе переработанной информации определить цель, подобрать необходимые средства и методы, наметить пути управления; реализовать команды управления при выполнении плановых заданий; проконтролировать эффективность проделанной работы. Система управления тренировкой является вероятностной. Это значит, что подобные системы ведут себя предсказуемо в той или иной степени вероятности. В этой связи результат управленческих действий тренера носит вероятностный характер. Это касается как обучения технике и воспитания физических качеств, так и роста спортивных результатов или выступления юного спортсмена на соревнованиях. Если на тренировке достигнутое не соответствует заданному, то этот факт является тем корригирующим фактором, который предопределяет перенастройку системы таким образом, чтобы она функционировала в рамках заданного курса.

К примеру, если достигнутый результат прошедшей тренировки превышает заданное, то в последующем занятии цель корректируется в сторону повышения, усложнения и т. д. и наоборот. Количественные и качественные параметры корректировки цели просчитываются при тщательном анализе проделанной работы. Этим осуществляется преемственность, последовательность и слаженность тренировочной деятельности в целом. В реальной жизни прямая связь между управляющим (тренер) и управляемым (юный спортсмен) осуществляется во вполне определенных условиях. Эти условия диктуются степенью вовлечения в управленческий процесс обеих сторон, выраженной их потребностными состояниями. Высшей степенью является неукротимое желание одного получить, а другого отдать. Другими словами, тренер может и хочет передать свои знания и умения воспитаннику, который в свою очередь, с готовностью, желанием, удовольствием стремится их получить. В противном случае можно видеть, как юные спортсмены выполняют задания без охоты, по принуждению. Другой пример: тренер работает без интереса, халатно, инертно. Психологи называют эти отношения мотивационным полем, в формировании которого первоочередную роль играет педагогическое мастерство тренера. Эффективность здесь всецело отвечает меткой формулировке, а именно: внешние воздействия через внутренние условия. Успешность управленческой деятельности обусловлена не только обоюдным желанием достижения цели, но и способностями тренера и юного спортсмена. С одной стороны положительное влияние на результат оказывает уровень профессионализма тренера, с другой стороны, возможностями юного спортсмена оптимально решать поставленные задачи. Следует также акцентировать внимание на психологическом климате в системе управления, обеспечивающем психологическую совместимость тренера и юного спортсмена, юного спортсмена и коллектива занимающихся. Что касается обратной связи, то ее эффективность обеспечивается глубиной аналитического мышления тренера и использованием в практике технических средств сбора и переработки информации Повышение эффективности подготовки спортивных резервов приобретает в настоящее время особую значимость и актуальность в связи с затяжным экономическим кризисом в стране и минимальным финансированием спортивных школ, а также с негативными тенденциями (эклектизм, форсированная подготовка и др.), имеющих место в практической деятельности тренеров, работающих с детьми, подростками, юношами, девушками. От того, насколько качественно и бережно осуществляется подготовка юных спортсменов, во многом зависит их будущее в спорте высших достижений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: