Таким образом, цель можно определить как заблаговременно представляемый результат сознательной и направленной активности человека

Цель – вот что определяет успешность человека. Мы можем не ставить перед ребенком таких целей, как получение Нобелевской премии или завоевание им золотой медали на Олимпийских Играх. Но мы тренеры просто обязаны показать своему воспитаннику, что независимо от того, кем он будет в жизни – адвокатом или учителем он должен двигаться к одной великой цели – своему счастью.

Главное сформировать четкий устойчивый образ в сознании нашего воспитанника. Сделать это просто. Нужно изменить в процессе воспитания пропорции между постановкой, осознанием целей и способами ее достижения. Сегодня 90% времени мы тратим, чтобы научить наших детей способам продвижения к цели, и только 10% времени тратим на то, чтобы сформировать в ребенке точную цель, т.е. куда идти. Необходимо же наоборот. Указать цель, научить видеть ее не менее, а даже более важно, чем научить идти к этой цеди. Для этого перед ребенком надо поставить цель и научить ставить цель его самого. Для четкого понимания поставленной задачи воспитания необходимо знать несколько определений цели. Давайте их обозначим!

1.Цель – это наш самый главный учитель. Как только у человека появляется большая цель, она сразу же вступает с нашим подсознанием в мощную связь. Именно цель руководит человеком, помогая выбрать способы продвижения к ней. Если перед ним всегда горит яркий маяк цели на карте жизни появляются точные координаты, куда идти.

2.Цель это точные координаты, находящиеся на карте жизни, по которой мы ведем свой корабль. Пессимисты скажут, мы не можем управлять ветром, мы можем управлять только парусами. Точные координаты важнее скорости и способа, при помощи которого мы движемся вперед.

3.Цель это мощный источник энергии. Большую энергию дает большая и светлая цель.

4.Цель – это мощный магнит, который притягивает нас к себе.

Цели бывают обобщенными и конкретными. Если человек просто хочет стать спортсменом и ему безразлично, каким видом спорта заниматься, он ставит перед собой обобщенную цель. Если же человек желает заниматься каким-то конкретным видом спорта, то он ставит перед собой конкретную цель. К тому же если спортсмен ставит цель стать мастером спорта, чемпионом страны, преуспевать на международной арене и в конце концов стать олимпийским чемпионом, это значит, что он ставит перед собой наиболее конкретную цель. Ясность и конкретность цели является необходимым условием целенаправленной активности человека, формирование у него целеустремленности и других волевых качеств. Трудность целей, которые ставит перед собой спортсмен, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний. Например, стремление стать мастером спорта, свидетельствует о большем уровне притязаний, чем стремление стать перворазрядником. Уровень притязаний рассматривается в двух аспектах: как черта личности и как ситуативная характеристика. В последнем случае цели зависят от ситуации.

Большинство людей устанавливают цель и имеют уровень притязаний с расчетом на уровень достижений группы в среднем. Однако встречаются спортсмены, у которых претензии на успех высокие в любой ситуации, а у других стремление к успеху постоянно низкое. В подобных случаях уровень притязаний выступает как черта личности спортсмена, оказывающая существенное влияние на его поведение.

Спортсмены с завышенным уровнем притязаний переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих, на демонстрацию высокого спортивного результата, не имея на то достаточных оснований. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться выше достигнутого уровня, неохотно берутся за сложные задачи, бояться неудач, которые не являются для них стимулом в работе над собой, а приводят к занижению спортивных целей. Они, как правило, не реализуют своих возможностей. И завышенный, и заниженный уровни притязаний являются не соответствующими реальным возможностям. В психологии подобное относят к «эффекту неадекватности». С другой стороны, и высокий и низкий уровни притязаний могут быть адекватными, т.е. соответствовать реальным возможностям в данных обстоятельствах.

Цель нельзя рассматривать без мотивов спортивной деятельности. Мотивы являются основой для формирования цели. По сути дела, от возникновения потребности до постановки цели проходит довольно сложный этап психической деятельности.

Цель образуется не сразу. В начале активизируется потребность, предметная ориентация которой обусловливает возникновение мотива. Мотив же предопределяет выбор цели и путей ее реализации. Мотив – это побудитель, осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели.

Цели стоят над мотивами, упорядочивая их в системную организацию, обеспечивающую успех в спортивной деятельности. Поскольку мотив выполняет директивную функцию, то возникающая под его влиянием активность может регулироваться с помощью механизмов целеполагания: с одной стороны, стимулировать человека к действию, а с другой задерживать действие, то есть активность не всегда направлена на побуждение, а часто подавляет то или иное побуждение, связанное с удовлетворением потребности. В этой связи человек не является рабом своих потребностей – мотивов, которые регулируются целевыми установками.

Термин мотивация в современной литературе используется как понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих целенаправленное поведение на жизненно-важные условия и предметы, а также определяющих пристрастность, избирательность и конечную направленность психического отражения и регулируемой им активности. Все живое активизируется посредством мотивов, обеспечивающих удовлетворение жизненно-необходимых потребностей. Врожденными и наиболее значимыми являются потребности – мотивы сохранения жизни и продолжения рода. В процессе жизни возникают и социальные мотивы в частности мотивы спортивной деятельности.

Мотивы деятельности спортсмена, его мысли, чувства, побуждающие к деятельности для удовлетворения своих потребностей. Мотивы занятий спортом имеют, прежде всего, выраженный общественный характер, т.е. стремление посредством спорта подготовиться к активной трудовой и общественной деятельности. Истинные побуждения, связанные с получением удовлетворения, непосредственно вытекающие из спортивной деятельности, желание достигнуть высоких спортивных результатов и заслужить общественное одобрение, также имеют решающее значение в мотивации спортивной деятельности в спорте высших достижений.

Важнейшей задачей тренера является воспитание, у юных спортсменов, сильной, выраженной и устойчивой мотивации. Без этого, т.е. без появления развития и совершенствования, у юных спортсменов, желательных, точнее должных мотивационных отношений невозможно успешно решать круг самых разнообразных задач современной спортивной подготовки. Мотив - это хочу, а цель - это надо. Постановка целей всегда и часто детерминирует существенные ограничения в жизни спортсмена. В процессе целеобразования следует выделить цели по значимости, как необходимые, желательные и возможные, а также учесть внешние и внутренние ограничения (ресурсы, средства, здоровье).

Процесс целеобразования осуществляется посредством выполнения следующих операций:

1.Выявление системы необходимых, желательных и возможных целей, значимости целей;

2.Определение взаимоотношения между целями (взаимодополняющие, безразличные, взаимоисключающие, конкурирующие);

3.Определение примерной ориентировки степени вероятности достижения целей;

4.Формулировки целей в виде, понятном для спортсменов и значимом для руководителей.

Цели в спортивной деятельности следует рассматривать как специализированные и неспециализированные. Специализированная цель - развития двигательных способностей спортсмена заключается в достижении к определенному времени запланированного результата. Чем выше к потенциальным способностям каждого планируемый результат, тем более сужается круг неспециализированных целей и удовлетворения сопутствующих интересов в силу того, что совокупность адаптационных ресурсов организма спортсмена ограничена. Неспециализированные цели – развитие двигательных способностей, обусловлены жизненно необходимым перечнем неспециализированных движений. Надо помнить о том, что спортсмен не только узкий специалист, но и человек, который живет в социальной среде.

Целеполагание это выбор необходимых для успеха в спорте целей и построение их иерархической структуры, то есть построение сложившейся динамической системы целей.

Целеполагание в спорте осуществляется в виде разработки целевой программы, ключевыми компонентами которой являются следующие.

1.Выявление комплекса пространственных, временных и энергетических параметров успешной соревновательной деятельности целевого уровня в конкретном виде спорта;

2.Воспроизведение (моделирование) этих параметров в тренировочной деятельности;

3.Объективные сведения о состоянии спортсмена, его способностях и возможностях;

4.Достоверная информация о состоянии окружения спортсмена (условия учебы, быта, жизни, его намерения, склонности, интересы).

Постановка цели – единственный способ сделать невозможное - возможным. Станьте для своих воспитанников самыми первыми, главными тренерами. Станьте теми, кто укажет своему воспитаннику путь в жизни. Поверьте, ваши усилия будут вознаграждены тысячекратно!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: