Экологизация автомобиля

Пути экологизации

Вопрос о загрязнении воздуха в городах вследствие работы автотранспор­та впервые взволновал широкие общественные круги во второй половине XX в.: в послевоенные годы начался массовый выпуск личных автомобилей, и число их на дорогах многих стран, особенно в Западной Европе и в Японии, начало стремительно увеличиваться. (За пятьдесят лет автопарк вырос в тридцать раз!) В 1970-х гг. рост цен на нефтепродукты вызывал еще более активное обсуждение проблемы. Перед производителями автомобилей была поставлена задача повысить экологичность и экономичность автотранспор­та, чтобы выполнить требования общественности.

Сейчас нормы выхлопов, устанавливаемые государством, ужесточены практически повсеместно. Соответствие новым стандартам удается достичь в первую очередь благодаря снижению потребления горючего. Во всем мире экологические организации и государственные комитеты по охране окру­жающей среды ведут разъяснительную работу среди населения о целесооб­разности использования более экономичных автомашин. Весьма действен­ным фактором, влияющим на выбор автомобиля, является продолжающий­ся рост цен на топливо. Если «джипы» расходуют на 100 км пути более 20 л горючего, то малолитражные «тойоты» сжигают всего 3 л бензина.

Производители выпускают добавки к топливу (катализаторы) и устройст­ва, увеличивающие полноту сгорания, благодаря чему расход топлива снижается, а выхлопы становятся менее токсичными. Устанавливают при­способления-нейтрализаторы в систему выпуска отработанных газов. Пред­лагают потребителям новые виды горючего (смесь бензина и спирта, сжи­женный газ), которые сравнительно мало загрязняют окружающую среду (автомобили, работающие на газе, загрязняют атмосферу в два раза меньше, чем работающие на бензине). Кроме того, государственные службы запреща­ют использовать свинец как добавку к бензину для повышения октанового числа (калорийности топлива).

Электромобили

В 1960-х гг. крупные автомобилестроительные концерны воскресили идею электромобиля, к которой изобретатели прошлого и позапрошлого века обращались неоднократно (и не особенно успешно). Вскоре появились модели, у которых одной зарядки аккумулятора хватает на 100 км пути. Вследствие дороговизны и малой мощности электромобили оказались не особенно популярны как личные средства передвижения, но оправдали себя для работы муниципальных служб (стрижки газонов, уборки улиц, подвоза продуктов в магазины и т. д.). Сейчас владельцы известнейших торговых марок из США, Индии, Китая, Германии, Японии, Италии, Франции, Вели­кобритании готовят к выпуску более совершенные и приемлемые по цене электромобили. Они не уступают традиционным моделям по техническим характеристикам и значительно их превосходят по экологичности. Электро­мобили оснащены либо электродвигателем, либо гибридным двигателем (в нем аккумуляторные батареи заряжаются при работе обычного двигателя внутреннего сгорания).

Водородомобили

Недавно начался бум разработки автомобиля с двигателем, работающим на водороде, — водородомобиля. Он вообще не загрязняет окружающую среду: при сжигании водородного топлива образуется вода. Последние об­разцы водородомобилей экономичны и оборудованы достаточно мощными двигателями. Однако на пути к их серийному производству нужно преодо­леть несколько препятствий. Самое серьезное из них — недоступность водо­родного топлива для потребителя: пока его получение обходится дорого и не развита сеть заправочных станций. Технические проблемы использования водорода как горючего, кроме того, связаны с тем, что он является взрыво­опасным газом. Наконец, массовый переход на водородное топливо может повлиять на озоновый слой атмосферы. Тем не менее, как ожидают специа­листы, первые личные водородомобили появятся на улицах городов к 2020 г.

Биотопливо

Все шире вводятся в личное пользование автомобили, работающие на биотопливе — топливе, получаемом из органического сырья. Сегодня жид­кое биотопливо вырабатывают из различных частей растений. В Бразилии, где 90 % автопарка оборудовано спиртовыми двигателями, этиловый спирт получают из сахарного тростника. Современные виды биотоплива не очень дороги — они сравнимы по стоимости с бензином, а при их сгорании образу­ются безопасные для наземных экосистем углекислый газ и вода. О пробле­ме, связанной с использованием биотоплива, вы прочитаете в четвертом раз­деле учебника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: