Развитие общественного транспорта и транспортных коммуникаций

Автобусы (при пересчете на провоз одного пассажира на 1 км) в четыре раза меньше загрязняют окружающую среду, чем легковые автомо­били. Электротранспорт (трамваи, троллейбусы, метро) вообще не выбрасы­вает в атмосферу загрязняющие вещества. Электрички, широко используе­мые в Японии, называют экологически дружелюбным транспортом. В неко­торых городах России принимают меры для увеличения доли троллейбусов. Общественный транспорт развит в большинстве городов нашей стра­ны, однако предстоит сделать еще очень много, чтобы владелец личного

автомобиля предпочел автобус, трамвай или троллейбус. Большая про­блема России — нехватка пригородного транспорта, которым пользуются жители, работающие в городе, но живущие в его окрестностях, и горожане, добирающиеся до садовых участков в выходные дни.

Строительство современных систем транспортных развязок (рис. 78) и ско­ростных магистралей позволяет умень­шить уровень загрязнения окружающей среды и сократить количество потреб­ляемого горючего. Автомобили не скап­ливаются в пробках, вхолостую расхо­дуя топливо и выбрасывая выхлопы в од­ном месте. Им не приходится газовать на перекрестках (на разгон требуется боль­ше топлива, чем при равномерном дви­жении). Время поездки уменьшается, и, следовательно, сокращается время ра­боты двигателя. Крупные магистрали выносятся за границы города.

Роль экономических механизмов

Пагубное влияние автомобилей на окружающую среду умень­шается под действием экономических механизмов. Сегодня водители-рос­сияне несут только «внутренние» расходы — на приобретение бензина, на ремонт автомобилей (в большинстве своем дешевых и экологически гряз­ных), платят налог и страховку. В европейских странах с жесткими экологи­ческими нормативами владельцам личного транспорта приходится нести и «внешние» расходы за загрязнение окружающей среды. С них берут плату за парковку, использование автострад и дорог. Их автомобили, более дорогие и экологически менее опасные, облагаются высоким налогом (в США суще­ствует налог на моторное масло). За въезд в центральную часть города с вла­дельцев автомобилей взимают специальную плату. Во многих городах цен­тры закрыты для автомобильного транспорта, перемещаться в их пределах горожанин может только пешком или на велосипеде. И наконец, трудно представить ситуацию, чтобы в Германии или Швеции автомобиль «ноче­вал» во дворе, на газоне или детской площадке, что, к несчастью, стало нор­мой для городов России. Если у тебя нет «дома» для автомобиля, то автомо­биль не следует приобретать.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

· влияние автомобильного транспорта на окружагощую среду

· экологизация автотранспорта

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Охарактеризуйте влияние на окружающую среду автомобильного транспорта.

Какие направления экологизации автомобиля вы знаете? Какую роль в решении проблем экологии города играет развитие обще­ственного транспорта?

Как могут экономические механизмы способствовать экологизации го­родского транспорта?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Сегодня в мире насчитывается 900 млн автомобилей. По некоторым прогнозам, через 20 лет их количество возрастет до 1,5 млрд. К переходу на сжиженный газ автовладельцев подталкивают экономи­ческие стимулы. Так, в странах Евросоюза за надпись на автомобиле «Я еду на газе» выплачивается разовая премия в 300 евро. В Европе, США, Канаде, Бразилии, странах Африки и Азии изготовляют биотопливо (биодизель) на основе растительных масел, получаемых из рапса, сои, кокосов, клещевины. Однако, по мнению многих экологов, этот вариант производства горючего не имеет перспективы, так как в недалеком будущем пашня потребуется для выращивания продоволь­ственных культур, чтобы накормить растущее население планеты. В бразильском городе Куритиба с населением 3,5 млн человек личных автомобилей не меньше, чем у жителей других развитых стран. Тем не менее куритибцы пользуются ими редко и предпочитают автобусы. В го­роде три кольцевых маршрута, по которым движутся трехсекционные автобусы, и пять радиальных — их обслуживают двухсекционные авто­бусы, а также множество маршрутов, которые начинаются на пересече­нии радиальных и кольцевых маршрутов. Односекционные автобусы на этих маршрутах доставляют горожан практически в любую точку горо­да. Расписание выдерживается строго, остановки оборудованы как станции метро, и войти или выйти из автобуса пассажиры могут за счи­танные минуты и даже секунды.

Общественный транспорт неплохо развит в столице Колумбии Боготе (75 % перевозок), в столице Египта Каире (58 %), в Сингапуре (56 %), То-

кио (49 %). Растет его значение и в Нью-Йорке (сегодня около 30 % пере­возок), хотя в остальных городах США его вклад составляет не более 10%. Пробег личных автомобилей уменьшается, если муниципалитеты способ­ствуют коллективным поездкам соседей на работу в одном автомобиле. Для этого в Милане в четные дни разрешается выезд автомобилей с чет­ными номерами, а в нечетные — с нечетными. В США при коллективной поездке на работу сотрудникам выплачивается надбавка к зарплате и по­ощряется работа на дому, чтобы уменьшить пробег автомобилей. Люди начинают меньше ездить на личном автотранспорте при обу­стройстве автомобильных парков коллективного пользования, где ав­томобили выдаются напрокат. Такие автопарки распространяются в странах Евросоюза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: