Автобусы (при пересчете на провоз одного пассажира на 1 км) в четыре раза меньше загрязняют окружающую среду, чем легковые автомобили. Электротранспорт (трамваи, троллейбусы, метро) вообще не выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества. Электрички, широко используемые в Японии, называют экологически дружелюбным транспортом. В некоторых городах России принимают меры для увеличения доли троллейбусов. Общественный транспорт развит в большинстве городов нашей страны, однако предстоит сделать еще очень много, чтобы владелец личного
автомобиля предпочел автобус, трамвай или троллейбус. Большая проблема России — нехватка пригородного транспорта, которым пользуются жители, работающие в городе, но живущие в его окрестностях, и горожане, добирающиеся до садовых участков в выходные дни.
Строительство современных систем транспортных развязок (рис. 78) и скоростных магистралей позволяет уменьшить уровень загрязнения окружающей среды и сократить количество потребляемого горючего. Автомобили не скапливаются в пробках, вхолостую расходуя топливо и выбрасывая выхлопы в одном месте. Им не приходится газовать на перекрестках (на разгон требуется больше топлива, чем при равномерном движении). Время поездки уменьшается, и, следовательно, сокращается время работы двигателя. Крупные магистрали выносятся за границы города.
|
|
Роль экономических механизмов
Пагубное влияние автомобилей на окружающую среду уменьшается под действием экономических механизмов. Сегодня водители-россияне несут только «внутренние» расходы — на приобретение бензина, на ремонт автомобилей (в большинстве своем дешевых и экологически грязных), платят налог и страховку. В европейских странах с жесткими экологическими нормативами владельцам личного транспорта приходится нести и «внешние» расходы за загрязнение окружающей среды. С них берут плату за парковку, использование автострад и дорог. Их автомобили, более дорогие и экологически менее опасные, облагаются высоким налогом (в США существует налог на моторное масло). За въезд в центральную часть города с владельцев автомобилей взимают специальную плату. Во многих городах центры закрыты для автомобильного транспорта, перемещаться в их пределах горожанин может только пешком или на велосипеде. И наконец, трудно представить ситуацию, чтобы в Германии или Швеции автомобиль «ночевал» во дворе, на газоне или детской площадке, что, к несчастью, стало нормой для городов России. Если у тебя нет «дома» для автомобиля, то автомобиль не следует приобретать.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
|
|
· влияние автомобильного транспорта на окружагощую среду
· экологизация автотранспорта
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Охарактеризуйте влияние на окружающую среду автомобильного транспорта.
Какие направления экологизации автомобиля вы знаете? Какую роль в решении проблем экологии города играет развитие общественного транспорта?
Как могут экономические механизмы способствовать экологизации городского транспорта?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Сегодня в мире насчитывается 900 млн автомобилей. По некоторым прогнозам, через 20 лет их количество возрастет до 1,5 млрд. К переходу на сжиженный газ автовладельцев подталкивают экономические стимулы. Так, в странах Евросоюза за надпись на автомобиле «Я еду на газе» выплачивается разовая премия в 300 евро. В Европе, США, Канаде, Бразилии, странах Африки и Азии изготовляют биотопливо (биодизель) на основе растительных масел, получаемых из рапса, сои, кокосов, клещевины. Однако, по мнению многих экологов, этот вариант производства горючего не имеет перспективы, так как в недалеком будущем пашня потребуется для выращивания продовольственных культур, чтобы накормить растущее население планеты. В бразильском городе Куритиба с населением 3,5 млн человек личных автомобилей не меньше, чем у жителей других развитых стран. Тем не менее куритибцы пользуются ими редко и предпочитают автобусы. В городе три кольцевых маршрута, по которым движутся трехсекционные автобусы, и пять радиальных — их обслуживают двухсекционные автобусы, а также множество маршрутов, которые начинаются на пересечении радиальных и кольцевых маршрутов. Односекционные автобусы на этих маршрутах доставляют горожан практически в любую точку города. Расписание выдерживается строго, остановки оборудованы как станции метро, и войти или выйти из автобуса пассажиры могут за считанные минуты и даже секунды.
Общественный транспорт неплохо развит в столице Колумбии Боготе (75 % перевозок), в столице Египта Каире (58 %), в Сингапуре (56 %), То-
кио (49 %). Растет его значение и в Нью-Йорке (сегодня около 30 % перевозок), хотя в остальных городах США его вклад составляет не более 10%. Пробег личных автомобилей уменьшается, если муниципалитеты способствуют коллективным поездкам соседей на работу в одном автомобиле. Для этого в Милане в четные дни разрешается выезд автомобилей с четными номерами, а в нечетные — с нечетными. В США при коллективной поездке на работу сотрудникам выплачивается надбавка к зарплате и поощряется работа на дому, чтобы уменьшить пробег автомобилей. Люди начинают меньше ездить на личном автотранспорте при обустройстве автомобильных парков коллективного пользования, где автомобили выдаются напрокат. Такие автопарки распространяются в странах Евросоюза.