Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс

привычки — твердо усвоенные образцы поведения; возникаю­щие в результате долгого повторения и выполняющиеся автома­тически, бессознательно.

Привычка спать лежа, разговаривать преимущественно стоя, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усво­енные нами через социализацию. Привычка — жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

манеры — стилизованные схемы (стереотипы) привычного по­ведения.

Закрывать за собой дверь — привычка. Но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окли­кать по имени — речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и вос­питанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Харак­терная деталь манеры — стилизация поведения, т.е. превраще­ние привычного действия в образную систему действий, под­черкивающих что-либо (намерение, цель). Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим нечто.

Этикет — принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комп­лекс манер.

Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских са­лонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои обще­ства и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здоро­ваться, приподнимая шляпу — обязательные манеры светс­кого этикета. Этикет предписывал правила должного поведе­ния для высших кругов общества. Сегодня он трактуется шире. Этикет перестал служить исключительной формой по­ведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспи­танного человека от невоспитанного. Но в любом случае эти­кет, как свод правил, касается внешнего проявления внут­реннего отношения к людям.

кодекс — свод законов, т.е. систематизированный единый за­конодательный акт, регулирующий однородную область обще­ственных отношений (гражданский и уголовный кодекс).

В Древнем Риме "кодекс" обозначал ствол дерева, а в пере­носном смысле — книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида.

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, фор­мальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой — собственной жизнью — платили за честь. Про­стые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организа­ции". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества.

Выделим ключевые понятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: