Определить величины передаточных чисел трансмиссии на рабочих и транспортной передачах для проектируемого трактора, построить диаграмму теоретических скоростей движения.
Радиус звездочки для проектируемого трактора определяем по данным прототипа:
0,17 м.
Зная координаты т. а на лучевом графике, определяем передаточное число для основной рабочей передачи:
= = 31
Передаточные числа на остальных рабочих передачах определяем, пользуясь коэффициентом изменения крутящего момента как знаменателем геометрической прогрессии:
= ;
= = 31
= 28
= 25
= = 22,5
Определим теоретические скорости движения на рабочих передачах при номинальной частоте двигателя 2000 об/мин:
= 0,105 = 2,13 м/с;
= = = 2,37 м/с, и т. д.
Результаты расчета занесем в таблицу 5:
Теоретические скорости движения.
Таблица 5
Номер передачи | ||||||
34,5 | 22,5 | 20,5 | ||||
2,13 | 2,37 | 2,63 | 2,94 | 3,26 | 3,64 |
Проверяем целесообразность шестой рабочей передачи:
3,64 > 3,3
Следовательно, шестая передача нецелесообразна в качестве рабочей. Но учитывая, что транспортная передача будет только одна, оставим шестую передачу в качестве резервной транспортной.
В левой верхней четверти на рис.1 построим диаграмму теоретических скоростей движения. Для этого по вертикальной оси нанесем шкалу для скорости, а на продолжении горизонтальной оси вправо найдем точку, при которой nd = 0. Нанесем на поле графика точки для скоростей при nd = 2000 об/мин. Через полученные точки и нулевую точку проведем прямые линии, пересекающиеся с линией m - n. Линия m - n приближенно соответствует частоте вращения вала двигателя при движении трактора без нагрузки на крюке. Построение ее понятно из графика (пунктирные линии в левой нижней четверти).
Принимаем величину транспортной скорости при 2000 об/мин равной 4,5 м/с и строим график скорости, проводя его до пересечения с продолжением линии m – n (передача 7).
Рассчитаем передаточное число транспортной передачи:
= 0,105 = 0,105 = 16,3.
Определим касательную силу тяги для транспортной передачи при расчетном значении крутящего момента двигателя:
= = = 18,9 кН.
Построим график касательной силы тяги для транспортной передачи в правой нижней четверти.
Нетрудно установить графическим путем, что потеря момента при переключении с транспортной передачи на ближайшую рабочую значительно выше, чем при переключениях внутри рабочего диапазона.