Эго-состояния и речевое общение

В 60-х гг. XX в. американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Согласно этой модели, «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью легкости могут переходить из одного состояния в другое».

Состояние Родителя. Когда человек начинает думать, говорить, действовать, чувствовать, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве, он попадает в состояние Родителя.

Причем неважно, действительно ли эти авторитетные для него люди вели себя именно так, как осталось в памяти. Просто, как считает Берн, «каждый носит в себе Родителя».

Состояние Родителя может проявляться двояким образом:

1. Критическое состояние Родителя. В общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм и правил.

2. Кормяще-заботливое состояние Родителя. В общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости.

Состояние Взрослого. Когда человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт, он попадает в состояние Взрослого.

Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений, участии в дискуссиях, когда необходимо анализировать различные точки зрения.

Состояние Ребенка. Когда человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве, он попадает в состояние Ребенка. Это состояние может проявлять себя двумя способами:

1. Приспосабливающийся Ребенок. Проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя». Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как ожидают другие.

2. Естественный Ребенок. Проявление чувств (радость, обида, грусть и т. д.) человека в состоянии естественного Ребенка не зависит от того, что хотят от него другие.

Эго-состояния проявляются через трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.

Э. Берн различает три формы трансакта: параллельный, перекрестный и скрытый.

Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельного трансакта, т. е.когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В других вариантах возможны сложности и непонимание.

Следует отметить, что не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями.

Пластичность, гибкость речевых действий не имеет предела: язык усваивается, непрерывно обновляется в его функционировании, т.е. в речи. Свободное владение речью – от бытового диалога, от дружеской беседы до подлинного искусства красноречия, поэтического дара – это составляющая счастья. Никто не хочет быть безъязычным, тугодумом, косноязычным, глупым.

Умение говорить и писать правильно, убедительно и красиво должно стать отличительной чертой образованного и культурного человека. Желаем успехов!

Вопросы и задания

1. Определите, какие из форм прощания: Пока! Бывай! Прощайте!
Счастливо! Всего хорошего! До скорого! До встречи! Бай! Будь! Чао!
Позвольте откланяться! Разрешите попрощаться! Ну, давай! Привет! До
новых встреч! - могут использоваться:

а) в официальной обстановке;

б) в общении с клиентом;

в) в общении с друзьями.

2. Познакомьте своего начальника:

с прибывшим иностранным партнером; клиентом фирмы; посетителем.

3. Чем отличаются приведенные ниже варианты ответов?

а) К сожалению, мы не можем принять ваше предложение. Мы не можем
принять ваше предложение.

б) Он сказал, что не делал этого. Он не делал этого.

4. Прочитайте текст из книги Б. Акунина «Алтын-толобас»:

Николас положил неприятному человеку руку на плечо, сильно стиснул пальцы и произнес нараспев:

- Борзеешь, вша поднарная? У папы крысячишь? Ну, смотри, тебе жить... -Братан, братан... - зашлепал он губами и попытался встать, но Фандорин стиснул пальцы еще сильней. - Я ж не знал... В натуре не знал! Я думал, лох заморский. Братан!

Тут вспомнилась еще парочка уместных терминов из блокнота, который Николас с успехом и употребил:

- Сыскан тебе братан, сучара.

Пользуясь словарем, запишите значения слов, которые используются обычно в определенной социальной группе:

Борзеешь__________________________

Вша поднарная__________________________

Папа___________________________

Крысячишь__________________________

Тебе жить___________________________

Сыскан___________________________

Сучара__________________________

5. Ответьте на вопрос: «Ты не дашь мне переписать лекции по речевой коммуникации»? в стиле:

Родителя критического__________________________

Родителя заботливого__________________________

Взрослого__________________________

Ребенка приспосабливающегося___________________

Ребенка свободного__________________________

Итоговые вопросы и задания

1. Каковы цели и задачи речевой коммуникации?

2. Какими навыками необходимо владеть для успешной коммуникативной деятельности?

3. Какова роль эффективного чтения в процессе коммуникативной деятельности?

4. Почему умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека?

5. Каковы принципы эффективного слушания?

6. Из каких стадий складывается процесс написания текста?

7. Какие требования предъявляются к языку и стилю деловых документов?

8. Какие речевые приемы используются при написании введения, основной части и заключения текста выступления?

9. Какие факторы играют важную роль в процессе исполнения речи?

10. Что такое речевые тактики и каково их влияние на характер коммуникации?

11. Прослушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на вопросы.

- В чем заключается основная цель выступления: информирование, убеждение или побуждение?

- Как можно трактовать структуру речи?

- Какова главная тема выступления? Определил ли оратор ее особо или

развертывал в процессе?

- Сколько проблем затронул оратор в речи? Адекватно ли они

подтверждали главную тему?

- Какой тип заключения использовал оратор?

12. Каковы составляющие звукового оформления речи?

13. Подготовьте и произнесите пятиминутную речь на одну из заданных тем:

- Нужна ли мне, будущему инженеру – нефтянику, культура речи?

- Качества грамотной речи.

- Как я готовлюсь к семейной жизни.

- Проблема взаимоотношения преподавателя и студента.

- Что такое настоящая дружба?

- Кого можно назвать идеальным человеком?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: