В 60-х гг. XX в. американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Согласно этой модели, «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью легкости могут переходить из одного состояния в другое».
Состояние Родителя. Когда человек начинает думать, говорить, действовать, чувствовать, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве, он попадает в состояние Родителя.
Причем неважно, действительно ли эти авторитетные для него люди вели себя именно так, как осталось в памяти. Просто, как считает Берн, «каждый носит в себе Родителя».
Состояние Родителя может проявляться двояким образом:
1. Критическое состояние Родителя. В общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм и правил.
2. Кормяще-заботливое состояние Родителя. В общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости.
Состояние Взрослого. Когда человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт, он попадает в состояние Взрослого.
Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений, участии в дискуссиях, когда необходимо анализировать различные точки зрения.
Состояние Ребенка. Когда человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве, он попадает в состояние Ребенка. Это состояние может проявлять себя двумя способами:
1. Приспосабливающийся Ребенок. Проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя». Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как ожидают другие.
2. Естественный Ребенок. Проявление чувств (радость, обида, грусть и т. д.) человека в состоянии естественного Ребенка не зависит от того, что хотят от него другие.
Эго-состояния проявляются через трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.
Э. Берн различает три формы трансакта: параллельный, перекрестный и скрытый.
Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельного трансакта, т. е.когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В других вариантах возможны сложности и непонимание.
Следует отметить, что не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями.
Пластичность, гибкость речевых действий не имеет предела: язык усваивается, непрерывно обновляется в его функционировании, т.е. в речи. Свободное владение речью – от бытового диалога, от дружеской беседы до подлинного искусства красноречия, поэтического дара – это составляющая счастья. Никто не хочет быть безъязычным, тугодумом, косноязычным, глупым.
Умение говорить и писать правильно, убедительно и красиво должно стать отличительной чертой образованного и культурного человека. Желаем успехов!
Вопросы и задания
1. Определите, какие из форм прощания: Пока! Бывай! Прощайте!
Счастливо! Всего хорошего! До скорого! До встречи! Бай! Будь! Чао!
Позвольте откланяться! Разрешите попрощаться! Ну, давай! Привет! До
новых встреч! - могут использоваться:
а) в официальной обстановке;
б) в общении с клиентом;
в) в общении с друзьями.
2. Познакомьте своего начальника:
с прибывшим иностранным партнером; клиентом фирмы; посетителем.
3. Чем отличаются приведенные ниже варианты ответов?
а) К сожалению, мы не можем принять ваше предложение. Мы не можем
принять ваше предложение.
б) Он сказал, что не делал этого. Он не делал этого.
4. Прочитайте текст из книги Б. Акунина «Алтын-толобас»:
Николас положил неприятному человеку руку на плечо, сильно стиснул пальцы и произнес нараспев:
- Борзеешь, вша поднарная? У папы крысячишь? Ну, смотри, тебе жить... -Братан, братан... - зашлепал он губами и попытался встать, но Фандорин стиснул пальцы еще сильней. - Я ж не знал... В натуре не знал! Я думал, лох заморский. Братан!
Тут вспомнилась еще парочка уместных терминов из блокнота, который Николас с успехом и употребил:
- Сыскан тебе братан, сучара.
Пользуясь словарем, запишите значения слов, которые используются обычно в определенной социальной группе:
Борзеешь__________________________
Вша поднарная__________________________
Папа___________________________
Крысячишь__________________________
Тебе жить___________________________
Сыскан___________________________
Сучара__________________________
5. Ответьте на вопрос: «Ты не дашь мне переписать лекции по речевой коммуникации»? в стиле:
Родителя критического__________________________
Родителя заботливого__________________________
Взрослого__________________________
Ребенка приспосабливающегося___________________
Ребенка свободного__________________________
Итоговые вопросы и задания
1. Каковы цели и задачи речевой коммуникации?
2. Какими навыками необходимо владеть для успешной коммуникативной деятельности?
3. Какова роль эффективного чтения в процессе коммуникативной деятельности?
4. Почему умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека?
5. Каковы принципы эффективного слушания?
6. Из каких стадий складывается процесс написания текста?
7. Какие требования предъявляются к языку и стилю деловых документов?
8. Какие речевые приемы используются при написании введения, основной части и заключения текста выступления?
9. Какие факторы играют важную роль в процессе исполнения речи?
10. Что такое речевые тактики и каково их влияние на характер коммуникации?
11. Прослушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на вопросы.
- В чем заключается основная цель выступления: информирование, убеждение или побуждение?
- Как можно трактовать структуру речи?
- Какова главная тема выступления? Определил ли оратор ее особо или
развертывал в процессе?
- Сколько проблем затронул оратор в речи? Адекватно ли они
подтверждали главную тему?
- Какой тип заключения использовал оратор?
12. Каковы составляющие звукового оформления речи?
13. Подготовьте и произнесите пятиминутную речь на одну из заданных тем:
- Нужна ли мне, будущему инженеру – нефтянику, культура речи?
- Качества грамотной речи.
- Как я готовлюсь к семейной жизни.
- Проблема взаимоотношения преподавателя и студента.
- Что такое настоящая дружба?
- Кого можно назвать идеальным человеком?