1. Интеллектуализация большинства сфер профессиональной деятельности:
· удвоение научной информации в мире – каждые 1,5 года;
· вообще всей доступной – каждые 8 месяцев.
Следствия:
- после 5 лет обучения в вузе у специалиста остается ~ 15-20% не устаревших знаний и навыков;
- эффективность труда работающих специалистов снижается за 3 года снижается ~ на 30-50 %.
В ы в о д – необходимость реализации концепции «обучение через всю жизнь» с использованием дистанционных, интерактивных программ повышения квалификации и переквалификации персонала.
На $1 прямых инвестиций в программы обучения персонала лучшие российские компании получают $ 20-25 долларов чистой годовой прибыли; европейские компании $ 35-60; американские и японские $ 65-80.
На веб-сайтах наиболее динамично развивающихся компаний обязательно присутствует информация о том, какое количество часов отводится на обучение каждой категории персонала. Данная информация является одним из важнейших критериев выбора компании в качестве делового партнера, т.к. свидетельствует об уровне профессионализма ее сотрудников, выступая своеобразным страховым полисом при взаимодействии с ней.
|
|
2. Перемещение конкуренции в сферу управления персоналом, выступающим ключевым ресурсом предприятия:
Следствия:
- ~ 25-30 % всех управленческих рисков связана с ПСИХОЛОГИЕЙ отдельных исполнителей;
- отсутствие у руководителей современных системных знаний в области психологии управления ведет к конфликтам и демотивации персонала;
В ы в о д - согласно данным исследований, проведенных University of Sheffield Institute of Psychology and London School of Economics в странах Европы в 2003 г., на конкурентоспособность компаний в большей степени влияют следующие факторы:
1. реализация новой стратегии деятельности обеспечивает 2 % изменений прибыльности и 3 % производительности;
2. повышение качества продукции обеспечивает менее 1 % изменения прибыльности и менее 1 % изменения производительности;
3. внедрение новой техники и технологий производства изменяет производительность на 3-4 % и на 2 % прибыльность;
4. инвестиции в новые разработки изменяют производительность на
6 % и прибыльность – на 8 %;
5. системный подход к управлению человеческими ресурсами изменяет производительность на 18 % и прибыльность на 19 %.
команд и подразделений.
3. Доверие к компании на 60-80 % определяется авторитетом личного бренда её ключевых топ-менеджеров:
Следствия:
- финансовые, коммерческие и управленческие риски компании тем меньше, чем большую известность в бизнес-сообществе имеют её руководители;
- собственниками и учредителями большинства приватизируемых предприятий выступают их бывшие высшие менеджеры;
|
|
- всё большее количество «охотников за головами» нацелены на перекупку высокопрофессиональных руководителей;
- опрос 1000 европейских топ-менеджеров показал, что если в середине 90-х годов ХХ века они могли эффективно работать в своих должностях 6-8 лет, то ныне - лишь 2-3 года.
В ы в о д - Все больше компаний ориентируются сегодня на рассредоточенное лидерство. Большую часть управленческих задач начинают решать лидеры самоуправляющихся команд и проектно-целевых групп, которым присущи следующие ключевые качества.
№ п/п | Название качества | Сущность данного качества | Оценка качества по 10-балльной шкале |
1. | Способность к изменениям | Быть профессионально и психологически готовым, при необходимости, изменить сферу деятельности, должностные обязанности, переехать в другой город, страну. | |
2. | Упорство | Способность добиваться поставленных целей вопреки любым трудностям и собственным слабостям. | |
3. | Коммуникативные способности | Способность продуктивно общаться и влиять на людей для достижения общезначимых целей. | |
4. | Творчество | Способность к разработке и реализации инноваций в своей работе и организации труда подчиненных. | |
5. | Навыки решения проблем | Навыки самостоятельного решения управленческих проблем в условиях риска и неопределенности, и умение нести ответственность за конечные результаты деятельности. | |
6. | Развитие | Способность к постоянно самообучению, профессиональному и личностному росту и умение организовать обучение подчиненных. | |
7. | Умение «смотреть вперед» | Навыки стратегического мышления и способность видеть перспективы развития бизнеса на уровне предприятия и отрасли. | |
8. | Независимость | Способность формулировать и отстаивать собственное мнение даже в условиях жестких ограничений на проявление инициативы и самостоятельности. | |
9. | Быть игроком команды | Умение быстро войти в новый коллектив и продуктивно взаимодействию с коллегами по работе ради достижения целей группы. | |
10. | Обладать потенциалом ценности для работодателя | Обладать потенциалом для личностного и профессионального роста, быть честолюбивым, инициативным и результативным работником, способным достигать вершин профессиональной карьеры. |