Завершение эксперимента и обследования

Следует помнить, что очень часто психологический эксперимент или обследование таят в себе опасность нанести испытуемому психотравму., хотя бы и небольшую. Многие вопросы или суждения вопросников и анкет предполагают углубление рефлексии Далеко не всегда мы провоцируем это у обследуемого в тот момент его жизни, когда это ему полезно или, по крайней мере, не вредно. Даже вопросы, касающиеся простых анкетных данных, заставляют человека осознать свои возрастные, национальные характеристики, должностной статус и т.д. При обдумывании ответов у испытуемых могут увеличиваться тревога, озабоченность, переживания по поводу совершенных ошибок, и неудач, неудовлетворенность жизненными обстоятельствами и проч. Велика опасность травматизации при изучении отношений в семье, в группе, других межличностных отношений


Болезненно могут восприниматься, например, нерешенные в отведен­ный срок задания, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что в экс­периментах это обычное явление и примерно так же действуют другие испытуемые.

Если вы не умеете смягчать негативное влияние эксперимента каки­ми-либо простыми психотерапевтическими приемами, то все-таки по­звольте испытуемому высказаться после окончания эксперимента. Дайте ему возможность в такой форме освободиться от возможных отрицатель­ных эмоций. Разумеется, при этом вы не должны отвечать ни критикой, ни оправданиями на его высказывания, поскольку это не диалог на научном собрании. Не забывайте благодарить ваших испытуемых за участие в экс­перименте. Помните, что часто они, по существу, являются нашими соав­торами, но, практически всегда, безымянными.

Требования к экспериментатору и диагносту.

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональны­ми и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контролировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравно­вешенностью. общительностью и тактичностью.

Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать до­верие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярно­сти, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, на­сколько неудачны ответы испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: