Основные понятия. Уточним основные термины, которые мы будем использовать в дан­ной главе

Уточним основные термины, которые мы будем использовать в дан­ной главе. Каждое изучаемое явление имеет множество признаков, по ко­торым мы можем узнать его, отличить от других явлений Психические явления. \отч непосредственно и не наблюдаемы, также имеют •npuv.iciKii. и поддаются объективным и/шти субъективным оценкам. Психологическое исследование непременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией н\ наличия или отсутствия. определенной степени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления того или иного признака исследователь использует те или иные показате-:iv выраженности признака. Показатель - то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В качестве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «пира-Mc'mp'-i. параметр - величина, характеризующая какое-либо свойство сис­темы, устройства. К числу основных понятий плакирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная)). В математике под переменной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения.

В ходе опыта- эксперимента, измеряя тот или иной показатель или (фиксируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог полу­чает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокуп­ность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемо­го. Совокупность всех собранных в коде эмпирического исследования дан­ных образует мосст, данных.

Hanpirviep. в ходе изучения коммуникативной компетентности начи­нающих менеджеров нами было 'задумано сопоставить показатели компе­тентности с уровнями развития вербального и незероального интеллекта. В этом случае уровни развш-ия вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые, предположительно, имеют существенные связи ме­жду собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невер-балы-югс интеллекта, -- - например, по методике Д.Векслера - мы полу­чим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении


обработки результатов тестирования по методик; Векслера мы для каждо­го испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значе­нием соответствующего показателя (уровня развития вербального и нсвер-бапъного интеллекта).

В х-оде матемагико-статистической обработки данных (на специаль­ном жаргоне) термины «признаю;, «показатель», «пара-метр)) и «перемен­ная» нередко употребляются как синонимы. Важно отличать от кил поня­тие «значение» Каждое значение - это эмшфнчески выявленная, вполне определенная числовая величина (или вариант ответа, номер выбора и т п., если измерение производится в шкале ниже, чем шкала отношении) того или иного показателя у конкретного испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: