Уточним основные термины, которые мы будем использовать в данной главе. Каждое изучаемое явление имеет множество признаков, по которым мы можем узнать его, отличить от других явлений Психические явления. \отч непосредственно и не наблюдаемы, также имеют •npuv.iciKii. и поддаются объективным и/шти субъективным оценкам. Психологическое исследование непременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией н\ наличия или отсутствия. определенной степени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления того или иного признака исследователь использует те или иные показате-:iv выраженности признака. Показатель - то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В качестве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «пира-Mc'mp'-i. параметр - величина, характеризующая какое-либо свойство системы, устройства. К числу основных понятий плакирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная)). В математике под переменной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения.
|
|
В ходе опыта- эксперимента, измеряя тот или иной показатель или (фиксируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог получает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокупность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемого. Совокупность всех собранных в коде эмпирического исследования данных образует мосст, данных.
Hanpirviep. в ходе изучения коммуникативной компетентности начинающих менеджеров нами было 'задумано сопоставить показатели компетентности с уровнями развития вербального и незероального интеллекта. В этом случае уровни развш-ия вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые, предположительно, имеют существенные связи между собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невер-балы-югс интеллекта, -- - например, по методике Д.Векслера - мы получим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении
обработки результатов тестирования по методик; Векслера мы для каждого испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значением соответствующего показателя (уровня развития вербального и нсвер-бапъного интеллекта).
В х-оде матемагико-статистической обработки данных (на специальном жаргоне) термины «признаю;, «показатель», «пара-метр)) и «переменная» нередко употребляются как синонимы. Важно отличать от кил понятие «значение» Каждое значение - это эмшфнчески выявленная, вполне определенная числовая величина (или вариант ответа, номер выбора и т п., если измерение производится в шкале ниже, чем шкала отношении) того или иного показателя у конкретного испытуемого.