Текст 26 - 27

йо нах сапатнаир бхришам ардйаманан

деварши-тирйан-нришу нитйа эва

критаватарас танубхих сва-майайа критватмасат пати йуге йуге ча

там эва девам вайам атма-даиватам парам прадханам пурушам вишвам анйам

враджама сарве шаранам шаранйам

сванам са но дхасйати шам махатма

йах - который; нах - нас; сапатнаих - врагами (демонами); бхришам - почти всегда; ардйаманан - преследуемых; дева - среди полубогов; риши - святых мудрецов; тирйак - животных; нришу - и людей; нитйах - всегда; эва - поистине; крита-аватарах - нисходящий в этот мир; танубхих - в различных формах; сва-майайа - посредством Своей внутренней энергии; критва атмасат - считая близкими Себе; пати - защищает; йуге йуге - из эпохи в эпоху; ча - и; там - к Нему; эва - воистину; девам - Верховному Господу; вайам - мы; атма-даиватам - повелителю всех живых существ; парам - трансцентному; прадханам - первоисточнику совокупной материальной энергии; пурушам - верховному обладателю; вишвам - Своей энергией образующему вселенную; анйам - находящемуся в стороне от всего; враджама - прибегаем; сарве - во всем; шаранам - прибежищу; шаранйам - дающему прибежище; сванам - Своим преданным; сах - Он; нах - нам; дхасйати - дарует; шам - благоденствие; махатма - Сверхдуша

Силой Своей непостижимой внутренней энергии Господь предстает во многих духовных ипостасях: в облике полубога (Ваманадева, воплощение силы Господа), в облике мудреца (Парашурама), в облике зверя (Нрисимхадева и Вараха), в облике обитателя вод (Матсья и Курма) и в облике человека (Рама и Кришна и другие). Он является во всех формах жизни и милостиво защищает нас, полубогов, от постоянных посягательств демонов. Он - Высший Почитаемый для всех живущих, Он - Высшая Причина, которая представлена мужской и женской творящими силами. Отличный от вселенной, Он в то же время предстает в облике вселенной [вират-рупа]. Прибегнем же к нему перед лицом опасности и Он, Верховная Душа, дарует нам защиту.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь первоосновой мироздания назван Вишну, Верховная Божественная Личность. Но есть мнение, что основа мироздания - это пракрити (материальная энергия) и пуруша (живые существа). Опровержение этому находим у Шридхары Свами в «Бхавартха-дипике», его комментарии к «Шримад-Бхагаватам». Он опирается на текст 27, в котором сказано: парам прадханам пурушам вишвам анйам: «[Господь] - Высшая Причина, которая представлена мужской и женской творящей силой. Отличный от вселенной, Он в то же время предстает в обличие вселенной». Пракрити, непосредственный источник рождения всего сущего, - это материальная энергия Верховного Господа, а пуруша, живое существо, - это Его высшая энергия. «Бхагавад-гита» указывает, что и пракрити, и пуруша после разрушения вселенной погружаются в Верховного Госопода (пракритим йанти мамикам).

Казалось бы, все в материальном мире создано силами пракрити и пуруши, однако они сами порождены двумя энергиями Господа. Господь - источник и пракрити, и пуруши. Следовательно, это Он первопричина всего сущего (сарва-карана-каранам). «Нарадия Пурана» гласит:

авикаро 'пи парамах пракритис ту викарини

ануправишйа говиндах пракритиш чабхидхийате

Пракрити и пуруша, - это низшая и высшая энергии, которые изошли из Господа. Как сказано в «Бхагавад-гите», пракрити начинает творить только после того, как Господь входит в нее (гам авишйа). Пракити не является чем-то отдельным и независимым по отношению к энергиям Господа. За ней, как и за всем сущим, стоит Васудева, Господь Кришна. Господь говорит в «Бхагавад-гите» (10.8):

ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

«Я источник всех духовных и материальных миров. Все сущее изошло из Меня. Мудрец, который это осознал, начинает Мне служить и почитать Меня всем сердцем». Также и во Второй песни «Шримад-Бхагаватам» (9.33) Господь говорит: ахам эвасам эвагре, - «До сотворения мира был только Я». О том же сказано и в «Брахманда-пуране»:

смритир авйавадханена пракрититвам ити стхитих

убхайатмака-сутитвад васудевах парах пуман

пракритих пурушаш чети шабдаир эко 'бхидхийате

Порождая вселенную, Господь Васудева действует косвенно через пурушу и непосредственно через пракрити. А поскольку обе эти энергии исходят от Него, Вездесущего Господа Васудевы, то справедливо считать, что и пракрити и пуруша неотличны от Него. Таким образом, Васудева, и только Он, есть начало всего сущего (сарва-карана-каранам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: