Текст 12 - 15

кумаро нарада рибхур ангира девало 'ситах

апантаратама вйасо маркандейо 'тха гаутамах

васиштхо бхагаван рамах капило бадарайаних

дурваса йаджна(гйа)валкйаш ча джатукарнас татхаруних

ромашаш чйавано датта асурих сапатанджалих

ришир веда-шира дхаумйо муних панчашикхас татха

хиранйанабхах каушалйах шрутадева ритадхваджах

эте паре ча сиддхешаш чаранти джна(гйа)на-хетавах

кумарах - Санат-кумар; нарадах - Нарада Муни; рибхух - Рибху; ангирах - Ангира; девалах - Девала; аситах - Асита; апантаратамах - Апантаратама, прежнее имя Вьясы; вйасах - Вьяса; маркандейах - Маркандея; атха - и; гаутамах - Гаутама; васиштхах - Васиштха; бхагаван рамах - Господь Рамачандра; капилах - Капила; бадарайаних - Шукадева Госвами; дурвасах - Дурваса; йаджна(гйа)валкйах - Ягьявалкья; ча - и; джатукарнах - Джатукарна; татха - равно, как; аруних - Аруни; ромашах - Ромаша; чйаванах - Чьявана; даттах - Даттатрея; асурих - Асури; са-патанджалих - с Патаньджали Муни; риших - мудрец; веда-ширах - глава Вед; дхаумйах - Дхаумья; муних - мудрец; панчашикхах - Паньчашикша; татха - также и; хиранйанабхах - Хираньянабха; каушалйах - Каушалья; шрутадевах - Шрутадева; ритадхваджах - Ритадхваджа; эте - все эти; паре - другие; ча - также; сиддха-ишах - повелители мистических сил; чаранти - странствуют; джна(гйа)на-хетавах - ученые люди, проповедующие по всему миру.

О великие души, я наслышан о многих великих и совершенных личностях, которые странствуют по всему свету, чтобы просвещать людей, погрязших в невежестве. Это Санат-кумар, Нарада, Рибху, Ангира, Девала, Асита, Апантаратама [Вьясадева], Маркандея, Гаутама, Васиштха, Бхагаван Парашурама, Капила, Шукадева, Дурваса, Ягьявалкья, Джатукарна и Аруни. Есть и другие, к примеру, Ромаша, Чьявана, Даттатрея, Асури, Патаньджали, великий мудрец Дхаумья, которого называют главой Вед, мудрец Паньчашикха, Хираньянабха, Каушалья, Шрутадева и Ритадхваджа. Очевидно, вы принадлежите к этому сонму святых.

КОММЕНТАРИЙ: Следует обратить особое внимание на слово джна(гйа)на-хетавах, поскольку великие личности, подобные упомянутым в этих стихах, странствуют по свету не для того, чтобы вводить людей в заблуждение - напротив, они несут миру истинное знание. Без этого знания человеческая жизнь теряет смысл. Жизнь дана человеку для того, чтобы он осознал свои взаимоотношения с Кришной, Богом. Тот, кто пренебрегает этим знанием, может быть с уверенностью причислен к разряду животных. Сам Господь говорит в «Бхагавад-гите» (7.15):

на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах

майайапахрита-джна(гйа)на асурам бхавам ашритах

«Глупцы и негодяи, самые падшие представители рода человеческого, чье знание похищено иллюзией, те, кому присуща безбожная природа демонов, отказываются вручить себя Мне».

Невежество это телесные представления о жизни (йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке... са эва го-кхартах). Практически каждый обитатель вселенной, в особенности этой планеты, Бхурлоки, не понимает различия между душой и телом и потому не видит надобности в самоосознании. Однако, они не правы. Поэтому вышеупомянутые брахманы, великие преданные, путешествуют по всему миру стремясь пробудить сознание Кришны в сердцах этих глупых материалистов.

Ачарьи, упомянутые в этих стихах, воспеты на страницах «Махабхараты». Подчеркнем особую важность слова панчашикха. Того, кто вышел из-под власти идей аннамайи, пранамайи, маномайи, вигьянамайи и анандамайи и в совершенстве постиг тонкие покровы души, называют паньчашикхой. Согласно «Махабхарате» (Шанти-парва, гл. 218 - 219), ачарья по имени Паньчашикха появился на свет в семье Махараджи Джанаки, правителя Митхулы. Последователи философской школы Санкхья считают Паньчашикхачарью своим единомышленником. Истинное знание касается живого существа, обитающего в теле. К сожалению, невежество заставляет живое существо отождествлять себя со своим телом, приводя к ощущениям радости и боли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: