ТЕКСТ 34. аджита джитах сама-матибхих

читракетур увача

аджита джитах сама-матибхих

садхубхир бхаван джитатмабхир бхавата

виджитас те 'пи ча бхаджатам

акаматманам йа атмадо 'ти-карунах

читракетух увача - царь Читракету сказал; аджита - о непревзойденный Господь; джитах - побежденный; сама-матибхих - теми, кто одержал победу над умом; садхубхих - преданными; бхаван - Ты; джита-атмабхих - полностью обуздавшими свои чувства; бхавата - тобой; виджитах - побежденные; те - они; апи - также; ча - и; бхаджатам - тем, кто всегда занят служением Тебе; акама-атманам - бескорыстным; йах - который; атма-дах - дарующий Себя; ати-карунах - беспредельно милостивый.

Читракету сказал: о непревзойденный Господь, никто не в силах победить Тебя, кроме Твоих преданных, обуздавших свои ум и чувства. Их власть над Тобой объясняется Твоей беспричинной милостью к преданным, которые не просят у Тебя никаких материальных благ. Вручая им Себя, Ты, тем самым, осуществляешь Свое безраздельное господство над Твоими преданными.

КОММЕНТАРИЙ: И Господь, и Его преданные оказываются побежденными. Преданные побеждены Господом, а Господь побежден Своими преданными. Так, покоряя друг друга, обе стороны извлекают из своих взаимоотношений трансцентное блаженство. Наивысшим проявлением этой обоюдной победы является взамиоотношение Кришны и гопи. Гопи одержали победу над Кришной, а Кришна одержал победу над гопи. Своей игрой на флейте Кришна всякий раз пленял умы гопи, но и Сам не мог в полной мере предаваться веселью в отсутствие гопи. Другим трансценталистам, например, гьяни и йогам никогда не одолеть Верховную Личность Бога. Это под силу только чистым преданным.

Чистые преданные называются здесь сама-мати. Это значит, что никакие обстоятельства не в силах заставить их отказаться от своего служения. Из этого не следует, что преданные поклоняются Верховному Господу только в минуты радости; они поклоняются Ему даже в горе. Ни радость, ни печаль не могут воспрепятствовать преданному служению. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» называет преданное служение ахаитукй апратихата, беспричинным и беспрерывным. Когда преданный несет свое преданное служение Господу безо всякой корысти (анйабхилашита-шунйам), никакие материальные преграды не могут остановить его (апратихата). Таким образом, преданный, который продолжает служить Господу при любых обстоятельствах, способен покорить Верховную Личность Бога.

Коренное отличие преданных от других трансценталистов, а именно гьяни и йогов, состоит в том, что гьяни и йоги пытаются искусственным путем достичь единения со Всевышним, тогда как преданные вовсе не стремятся к подобному бессмысленному слиянию. Сознавая свое положение вечных слуг Верховного Господа, преданные не помышляют о том, чтобы стать равными Ему. Поэтому их называют сама-мати или джитатма. Они отвергают единство со Всевышним. Они не жаждут единения, напротив, желают освободиться от всякого материального вожделения. Поэтому их называют нишкама, свободными от желаний. Живое существо не может существовать без желаний, но желание, которое невозможно удовлетворить, называется кама, вожделением. Камаис таис таир хрита-джна(гйа)нах: вожделение заставляет непреданных терять разум. Поэтому им не дано покорить Верховного Господа, тогда как преданные, свободные от подобных бессмысленных желаний, способны пленить Его. Верховная Личность Бога также пленяет подобных преданных. Будучи чистыми душами, неоскверненными материальным вожделением, они всецело предаются Верховному Господу, который завоевал их сердца. Такие преданные никогда не помышляют об освобождении. Они просто хотят служить лотосным стопам Господа. Они не ожидают вознаграждения за свое служение, и тем завоевывают милость Господа. По природе Своей Господь исполнен милости и бескорыстный труд Его слуги пленяет Его.

Преданные постоянно заняты служением.

са ваи манах кришна-падаравиндайор

вачамси ваикунтха-гунануварнане

Вся деятельность их чувств подчинена служению Господу. Видя такую преданность, Господь вручает Себя Своим преданным, готовый исполнить любое их пожелание. Конечно, у преданного нет иного желания, как только служить Верховной Личности. Тому, кто бесповоротно предался Богу, не помышляя о материальном вознаграждении, Господь непременно создает все условия для служения. Так поступает Верховный Господь, покоренный Своими преданными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: