Финансирование основанное на активах

Одна из самых важных особенностей исламского финансирования - то, что оно основано на активах. Традиционная/капиталистическая концепция финансирования заключается в том, что банки и финансовые учреждения работают только с деньгами и кредитно-денежными инструментами. Именно поэтому в большинстве стран им запрещают заниматься торговлей товарами и иметь материально-технические запасы. Ислам же, напротив, не признает деньги предметом торговли, за исключением некоторых особых случаев. Деньги сами по себе не имеют сущностной полезности; они являются лишь средством обмена. Каждая единица денег на 100 % равна другой единице этой же категории, поэтому, не может быть места для получения прибыли посредством обмена этих единиц между собой. Получать прибыль возможно, когда что-то имеющее полезность продается за деньги или же при обмене разной валюты. Прибыль, полученная посредством сделок с деньгами (одинаковой валюты) или бумагами, представляющими их – это ростовщичество, а следовательно, является запрещенной. Поэтому, в отличие от обычных финансовых учреждений, финансирование в Исламе, всегда основано на материальных активах.

Подлинные и идеальные инструменты финансирования по Шариату – это мушарака и мудараба. Когда финансист вкладывает деньги на основе этих двух инструментов, они непременно должны быть преобразованными в активы, обладающие полезностью. Получение прибыли осуществляется посредством продажи этих создаваемых активов.

Финансирование на основе салам и истисна' также предполагает создание материальных активов. Финансист, в случае салам, приобретает реальные товары и получает прибыль, продавая их на рынке. В случае истисна' финансирование происходит посредством производства каких-либо материальных активов, и в качестве вознаграждения финансист получает прибыль.

Финансовая аренда и мурабаха, как будет разъяснено ниже в соответствующих главах, по своей сути не являются способами финансирования. Но, они были несколько изменены для того, чтобы сущестовала возможность их использования в качестве способов финансирования в тех случаях, когда мушарака, мудараба, салам и истина' не осуществимы по тем или иным причинам. Финансовая аренда и мурабаха иногда критикуются на том основании, что их конечный результат зачастую является таким же, как и конечный результат ссудно-процентного финансирования. Эта критика в некоторой степени обоснованна, и именно поэтому шариатские Советы единогласны в том, что они не являются идеальными моделями финансирования, и должны использоваться только в крайних случаях с полным учетом всех условий, предписанных Шариатом. Несмотря на это, финансовая аренда и мурабаха, полностью основаны на активах, и финансирование посредством этих способов существенно отличается от ссудно-процентного финансирования, что может быть обоснованно на следующих основаниях.

1. В рамках традиционного финансирования финансист предоставляет деньги своему клиенту в качестве ссудно-процентного займа, и для него не важно, каким образом клиент использует эти деньги. В случае мурабаха, напротив, финансист не предоставляет никаких денег. Вместо этого он сам покупает товар, необходимый клиенту. Сделка не считается совершенной, пока клиент не предоставит сведения о необходимом ему товаре, а финансист не приобретет его. Таким образом данный вид финансирования всегда основан на активах.

2. В традиционной системе финансирования займы могут быть выданы для любой деятельности приносящей прибыль. Казино может взять деньги в банке, чтобы развить свой игорный бизнес. Порнографический журнал или компания, снимающая непристойные фильмы, такие же хорошие клиенты обычного банка, как и простой строитель. Таким образом, традиционное финансирование не сдерживается какими бы то ни было религиозными ограничениями. Но исламские банки и финансовые учреждения не могут оставаться безразличными к виду деятельности, для которой требуются средства. Они не могут осуществлять мурабаха для реализации целей которые запрещены в Шариате или вредны для морального здоровья общества.

3. Одним из основных условий действительности мурабаха является чтобы товар покупался самим финансистом, а это означает, что он должен принять на себя все риски связанные с владением товаром, до его продажи клиенту. Прибыль, причитающаяся финансисту, является наградой за тот риск, которому он подвергается. Ни о каком подобном риске для финансиста не идёт и речи в случае с ссудно-процентным финансированием.

4. В ссудно-процентном займе сумма, которая будет выплачиваться заемщиком, увеличивается с течением времени. В мурабаха же цена фиксирована и не подлежит изменению. Как следствие этого, в случае если покупатель (клиент Банка) не осуществит оплату вовремя, продавец (Банк) не может повысить цену, ссылаясь на задержку выплат. Это по причине того, что в Шариате, нет места концепции стоимости денег во времени.

5. В финансовой аренде также, финансирование осуществляется посредством предоставления актива, имеющего узуфрукт. Ответственность за арендованную собственность берет на себя арендодатель / финансист в течение всего периода аренды, то есть, если арендованному активу будет нанесен ущерб, за исключением случаев неправильного использования или небрежности со стороны арендатора, убытки будет нести финансист/арендодатель.

Из всего вышесказанного очевидно, что любое финансирование в исламской системе связано с созданием материальных активов. Это утверждение верно даже в случае мурабаха и финансовой аренды, несмотря на то, что их не считают идеальными способами финансирования и часто критикуют за то, что их конечные результаты схожи с результатами ссудно-процентного финансирования.

Известно, что ссудно-процентное финансирование не обязательно связано с созданием материальных активов, то есть выдаваемые в качестве займа деньги, как правило не соответствуют реальным товарам и услугам, производимым в обществе. Выдача займов становится причиной создания фиктивного капитала, посредством чего увеличивается объём предложения денег (иногда в разы), без соответствующего создания материальных активов в том же количестве. Подобный разрыв между предложением денег и производством материальных активов способствует возникновению инфляции. Учитывая, что финансирование в исламской системе основано на активах, оно всегда связано с соответствующими товарами и услугами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: