Мушарака

Мушарака это слово арабского происхождения которое лингвистически означает «разделение». В контексте бизнеса и торговли это означает совместное предприятие в рамках которого все партнёры разделяют между собой его прибыли и убытки. Это является идеальной альтернативой ссудно-процентному финансированию с далеко идущими последствиями как для производства, так и для распределения. В современной капиталистической экономике ссудно-процентные отношения являются единственным инструментом огульно используемым в финансировании всех типов операций. Так как Ислам запрещает ростовщичество, этот инструмент не может использоваться для предоставления фондов для каких бы то ни было целей. Следовательно, мушарака может играть ключевую роль в экономике основанной на исламских принципах.

Ссудный процент предопределяет фиксированную ставку дохода по долгу предоставленному финансистом вне зависимости от того, получил должник прибыль или понёс убыток, в то время как в рамках мушарака не может устанавливаться фиксированная ставка возврата инвестиций. Вместо этого, возврат по мушарака основывается на действительном доходе, заработанном совместным предприятием. В ссудно-процентном финансировании финансист не может нести убытков, в то время как в мушарака финансист может понести убытки, в случае если совместное предприятие оказывается неспособным в достижении необходимых финансовых результатов. Ислам определил ростовщичество как несправедливый инструмент финансирования, так как его результаты несправедливы как для кредитора, так и для должника. Если должник терпит убытки, то является несправедливым со стороны кредитора требовать с него фиксированную ставку возврата; однако если должник, напротив, получает очень высокий уровень доходности, является несправедливым то что кредитор получает лишь малую часть от полученного дохода.

В современной экономической системе ключевую роль играют банки, которые предоставляют в качестве займов деньги своих вкладчиков промышленникам и торговцам. Если промышленник имеет только десять миллионов собственных средств и получает 90 миллионов от банка вступая в проект сулящий огромные прибыли, это будет означать что на 90% проект был создан на деньги вкладчиков и только на 10% на собственные средства предпринимателя. Если этот проект принесёт огромную прибыль, лишь малая её часть, к примеру 14 или 15%, будет причитаться вкладчикам посредством банка, в то время как оставшаяся будет получена промышленником, несмотря на то что его реальный вклад составлял всего 10%. Даже эта небольшая доля в 14 или 15% в конечном итоге будет возвращена промышленником, так как она будет включена им в сумму затрат на производимую продукцию. В чистом остатке получится, что вся прибыль заработанная предприятием будет получена лицом, чей собственный капитал не превышает 10% от суммы инвестиций, в то время как люди владеющие 90% инвестиций получат не более чем фиксированную ставку процента, которая фактически будет оплачиваться ими же посредством удорожания покупаемой ими продукции. С другой стороны, в случае противоположной ситуации, когда промышленник становиться неплатёжеспособным, его собственные потери не превысят 10%, в то время как оставшиеся 90% лягут на плечи банка, или, в некоторых случаях, даже вкладчиков. С этой точки зрения, механизм ссудного процента является основной причиной дисбаланса в системе распределения, которая имеет неотъемлемую склонность благоприятствовать богатым за счёт интереса бедных.

В Исламе, напротив, имеется ясно очерченный принцип для финансиста. В соответствии с исламскими принципами, финансист должен определить будет ли он предоставлять долг с целью оказания помощи должнику из соображений гуманности, или же он хочет участвовать в его прибылях. Если он хочет помочь должнику, то он должен воздержаться от каких-либо претензий на сумму превышающую размер изначального долга, так как его целью является лишь помощь. Однако если он хочет иметь долю в его доходах, является обязательным чтобы в этом случае он разделял и его убытки. Следовательно, доход финансиста в мушарака связан с действительным доходом, которое получает предприятие. Чем больше доходы предприятия, тем выше доходность финансиста. Если предприятие зарабатывает огромные прибыли, то они не могут быть исключительно достоянием промышленника, однако они будут распределены между людьми в лице вкладчиков банка. С этой точки зрения, мушарака имеет ориентацию для того чтобы приносить пользу всем людям, а не только богатым слоям населения.

Это основные мировоззренческие мотивы посредством которых объясняется почему Ислам предлагает мушарака в качестве альтернативы ссудно-процентному финансированию. Несомненно полное внедрение мушарака в качестве универсальной модели финансирования включает в себя множество практических проблем. Иногда высказываются предположения, что мушарака является старым инструментом не способным удовлетворять разнообразным целям финансирования быстро совершаемых операций. Однако это предположение является следствием ограниченности необходимых знаний касающихся принципов мушарака. В действительности, Исламом не предписываются особые формы или методы мушарака. Вместо этого, установлены достаточно широкие рамки внутри которых может воплощаться множество различных форм и методов. Новая форма или метод не могут быть отклонены просто по причине того, что они не имеют прецедентов в прошлом. В действительности каждая новая форма может быть принята Шариатом в той степени, в которой она не нарушает основных принципов основанных на Священном Коране, Сунне или единогласном мнение исламских учёных. Следовательно не является обязательным, чтобы мушарака воплощалась в традиционной старой форме.

Текущий раздел содержит многостороннее рассмотрение основных принципов мушарака и пути посредством которого она может воплощаться в контексте современного бизнеса и торговли. Целью данного рассмотрения является представление мушарака в качестве современной модели финансирования без нарушения при этом основных принципов. Мушарака представлена со ссылкой на книги по исламскому праву, так же рассмотрены основные проблемы с которыми можно столкнуться в процессе её внедрения в современных условиях. Есть надежда, что это краткое изложение откроет новые горизонты для размышления исламским правоведам и экономистам и поможет для внедрения подлинной исламской экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: