Предложенная схема педагогического анализа урока (занятия) используются студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока.
1. Общие сведения: дата, класс, предмет, педагог (студент).
2. Организация урока; точность начала и окончания: подготовленность организационного момента; подготовленность педагога к уроку: наличие плана и необходимых учебно-наглядных пособий; темп урока.
3. Общая характеристика урока: тема, образовательные, развивающие и воспитательные задачи; тип; структура урока; распределение времени на отдельные этапы; законченность основных этапов, их логическая связь; завершенность всего урока.
4. Содержание учебного материала: соответствие материала программе; научность, доступность и посильность: актуальность и связь изучаемого материала с жизнью: новизна, проблемность и привлекательность учебной информации; оптимальность объема учебного материала, предложенного для усвоения.
|
|
5. Анализ деятельности педагога:
- характеристика и эффективность применяемых методов и организационных форм работы;
- рациональность использования времени урока;
- использование наглядности и ТСО;
- приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
- контроль за работой учащихся: уровень требовательности и объективность в оценке;
- реализация внутрипредметных и межпредметных связей;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- развитие общеучебных (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, классификация и т.д.) и специальных умений и навыков;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся;
- дисциплина на уроке, приемы ее поддержания;
- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе урока.
6. Анализ деятельности учащихся:
- степень познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока;
- проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в предмете во время занятия.
7. Личностные качества педагога: знание предмета и общая эрудиция: характеристика педагогического и методического мастерства; культура речи, ее точность и выразительность, чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися; внешний вид, мимика, жесты.
8. Общие выводы по уроку: выполнение плана урока и достижение основных целей (обучающий эффект, воспитательный эффект, воздействие на развитие учащихся); общая оценка урока.
|
|
Задание 4
Посетите внеклассные мероприятия и уроки, проводимые студентами-практикантами и педагогами ОУ. Заполните лист взаимопосещений:
Дата. ОУ. Фамилия студента или педагога, проводившего мероприятие или урок | Тема мероприятия, урока | Цели и задачи мероприятия, урока | Ход мероприятия, урока | Достоинства проводимого мероприятия или урока | Недостатки, недоработки в организации и проведении мероприятия или урока | Оценка мероприятия или урока |