Научное знание принято делить на теоретическое (греч. «теория» - происхождение) и эмпирическое. Решающий признак научного знания его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов.
Об истории науки можно говорит в двух смыслах. История - это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки.
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она завист и призванная история психологии.
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Итак, Предметом истории психологии служит деятельность людей, занятых познанием психического мира.
|
|
Следует отметить, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна. Она включает когнитивный, социальный и личностный аспекты.
Когнитивный -выражен в познавательных средствах, ресурсах иауки. Наука - это производство нового знания, они изменялись, совершенствовались. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления вторым происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, в том, что его история подвластна определённой логике. Никакая другая дисциплина кроме истории психологии, эту логику не изучает. Научное знание - это знание причин явления, факторов (детерминант), которые его порождают. Причинный анализ принято называть детерминистическим (вот лат. «детер» определяю), он определяет стиль мышления.
Социальный аспект связывает понятие социальности с выполнением особой функции – творческой процесса общения, когда в его результате происходит вспышка, инсайт гениев. Различное видение и объяснение одного и того же психического феномена определялось сеткой тех понятой, из которых сплетались различные теории.
Личностный аспект - рель личности ученого в науке.
Задачи истории психологии:
- изучить закономерности определенной последовательности смены стилей научного мышления.
- раскрыть взаимосвязь психологии с вторыми науками.
- выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т.е. от запросов общества
- изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки
|
|
2. Приципи історії психології
Развитие науки не линейный, а очень сложный процесс, основаный на определенной методологии.
Обновление функций истории психологии:
• гносеологическая – способствует построению научной теории познания;
• прогностическая – устанавливает связь времен и позволяет предсказывать будущее;
• активно-информационная – свернутая и обобщенная история науки;
• идеологическая – освещает историю психологии с определенных классовых и философских позиций;
• междисциплинарная – отражает психологию в структуре других наук;
• социокультурная – отражает сложные отношения науки и общества;
• историческая – раскрывает способы развития логической структуры данного исторического явления;
• кумулятивная – функция сохранения и обогащения психологических знаний;
• образовательная и воспитательная – расширяет общий и профессиональный кругозор человека;
• социально-практическая – определяет место, роль и вклад психологических исследований в социальное развитие общества;
• аксиологическая – отражает персонологический аспект истории психологии;
• дидактическая – раскрывает систему оценочных суждений [9, 21].
Для истории психологии это теория философии в целом и ее принципы.
Принципы – это система методологических принципов, каждый из которых выступает в виде кратко сформулированной теории
В совокупности с конкретными методами они составляют основу анализа истории науки.
1) ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. Суть в том, что не следует забывать основной исторической связи между психологическими явлениями» изучать их с точки зрения развития от возникновения к состояния теперь.
И.Ю. Полякова выделяет виды нарушений этого принципа:
Презентизм - ограничение исторического исследования тем, что актуально для настоящего этапа науки.
Антикваризм - история рассматривается безотносительно к задачам психологии
2. ПРИНЦИП Отражения. В основе лежит положение об отражающей природе мышления, его логических форм и конструкций. Построение научных знаний в психике имеет своим объектом психическую реальность как специфический способ взаимодействия человека с окружающей физической и социальной средой. Умственные модели представляют собой основные психологические понятия. Такие как душевные, сознательные и бессознательные функции.
1. РОЛЬ Практики. Постижение реальности осуществляет не чистое мышление, а социальные существа, которые способны изменять и создавать мир идеально лишь потому, что изменяют его реально, на практике. Понятия психических представленный порождаются общественной практикой и вне ее причинно истолкованы быть не могут.
4. БОРЬБА Материализма И идеализма. Психология находится на стыке общественных наук и естествознания. Общественные науки традиционно складывались как на основе материалистического подхода, так и идеализма. Сознание и тело всегда мыслились в категориях иерархии, т.е. в вопросе последовательного возникновения. В рамках этой дискуссии развивалась психология раньше и теперь.
5. ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИКИ. В соответствии с ним познание реальности носит сложный и противоречивый характер. Одним из проявленний этого выступают кризисные ситуации и революции в науке, которые возникали при нарастании несоответствия между сложившейся системой понятий и новыми открытиями.
Обновление принципов историко-психологического исследования
6. Принцип детерминизма - ориентирует на раскрытие соотношения внутренних, внутринаучных и внешних, социокультурных, причин в ходе реального процесса исторического развития психологии