Колумбом психоанализа по справедливости следовало бы признать старшего товарища Фрейда Йозефа Брейера.
С Фрейдом Брейер познакомился на профессиональной ниве.
Брейер выступал для Фрейда не только профессиональным наставником, но и покровителем в быту.
Брейер открыл свой метод катарсиса, то есть очищения, освобождение от ущемленного аффекта.
Сам Фрейд начал использовать катарсический метод в 1889 г. Результаты наблюдений Брейера и Фрейда были опубликованы в их совместной работе «Этюды об истерии».
Интересна судьба этой книги, с которой фактически началась карьера Фрейда. Главы, написанные Брейером, не попадают в собрание трудов Фрейда, а одно из сравнительно недавних изданий книги вообще появилось на свет в таком виде, что первым автором на титульном листе указан Фрейд.
Впрочем, это явление объяснимо. Т еоретические подходы соавторов к пониманию добытого опыта существенно различались. Брейер, хотя он и сам указывал Фрейду на немаловажную роль сексуальных мотивов в возникновении невротических расстройств, не желал согласиться с мнением Фрейда об исключительной роли этих мотивов. Объединяло их, пожалуй, только общее мнение о том, что истерички (именно к таковым была отнесена Берта Паппенгейм) большей частью страдают от реминисценций (пережитого прежде травматического опыта), и психотерапевтический эффект может быть достигнут путем отреагирования подавленного («ущемленного») аффекта. По сути дела, из этих постулатов, которые трудно оспорить, и выросло психоаналитическое учение. Вот только приоритет Фрейда тут представляется крайне спорным.
|
|
Умер Йозеф Брейер в Вене 20 июня 1925 г.
С Фрейдом были тесно связаны А. Адлер и К.Г.Юнг.
Альфред Адлер (1870-1938), сначала глазной врач, а потом психиатр. Высоко оценил толкование сновидений Фрейда. Выражал несогласие на почве сексуальной этиологии неврозов и др. феноменов. Конфликт завершился разрывом (1911).
По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект, занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. «Стиль жизни» приравнивается к личности, к «Я». Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации. Успешно сформированное социальное чувство проявляется в профессиональной деятельности, в контактах с другими людьми, в любви и браке.
Чувство неполноценности возникает при наличии физических недостатков, при неправильном воспитании (изнеженные дети, бессердечные дети). Лучшее введение в его теорию – «Практика и теория индивидуальной психологии»
|
|
Карл Густав Юнг (1875-1961), признавал работы Фрейда лучшими, хотя и верными лишь наполовину.
Центральным понятием его психотерапии является «индивидуация»,движение от «Я к Самости»
По Юнгу, либидо – это психическая энергия, интенсивность жизни, проявляется в разные периоды человеческого развития, а сексуальность есть лишь одна из форм такого проявления.
Собственную психологическую концепцию Юнг назвал аналитической психологией – учение о бессознательном и о процессе развития личности.
Личное бессознательно – индивидуальный опыт: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.
Коллективное бессознательное – инстинкты, влечения. В ходе индивидуального развития личности существуют уровни, последовательность, в которой проявляется прошлый опыт, наследственная данность. Связь сознательного и бессознательного, как протекает этот процесс можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры.
Юнг различает в человеке две базисные установки – экстравертированную и интровертированную. Четыре функции психики: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией, дает 8 типов индивидуальности.
В конце 30-х гг. нашего века возник неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон) пытались преодолеть пансексуалистическую тенденцию Ф. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги — «коренная тревога» и стремление к ее преодолению (К. Хорни); «межличностное поле» (Г. Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества — «бегство от свободы» (Э. Фромм). Однако все эти разнородные механизмы «социальной» детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется антагонизм между личностью и ее социальным окружением.