Життя і научна спадщина Виготського Л.С. (1896 – 1934)

Лев Семенович Выготский родился 5 (17) ноября 1896 г. в Орше, недалеко от Минска. В 1897 г. семья переехала в Гомель, который Вы­готский всегда считал своим родным городом. Здесь прошли его детские годы, здесь в 1913 г. он с отли­чием закончил гимназию. Продолжить образование Выготский решил в Московском университете. Наряду с государственным университетом Вы­готский посещал занятия в народном университете дея­теля народного образования А. Л. Шанявского.

Интерес к психологии пробудился у Выготского в студенческие годы. Первые книги из этой области — это известный трактат А. А. Потебни «Мысль и язык», а также книга У. Джемса «Многообразие религиозного опыта», а также «Психопатологию обыденной жиз­ни» 3. Фрейда, которая, впоследствии привела Выготского в ряды Русско­го психоаналитического общества. Понятие компенсации, центральное для индивидуальной психологии Адле­ра, впоследствии становится краеугольным камнем дефектологической концепции Выготского.

Выготский в 1917 г. организовал психологий кабинет при педтехникуме, где вел исследования. Здесь были написаны две большие рукописи — «Педагогическая психология» (издана в 1926) и «Психология искусства».

В России в предреволюционный период в науч­ном изучении психики возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, существовали психоло­гические центры (главный из них — Психологичес­кий институт при Московском университете), где доминировала отживавшая свой век психология со­знания, которая строилась на субъективном методе. С другой стороны, руками русских физиологов была создана наука о поведении, опиравшаяся на объектив­ный метод. Ее исследовательские программы (авто­рами которых являлись В.М. Бехтерев и И. П. Пав­лов) позволили изучать закономерности механизма поведения исходя из тех же принципов, которым следуют все естественные науки. Концепция созна­ния оценивалась как идеалистическая, концепция поведения (основанная на условных рефлексах) — как материалистическая. С победой революции, ког­да государственно-партийные органы потребовали повсеместно истребить идеализм, эти два направле­ния оказались в неравном положении. Рефлексоло­гия (в широком смысле) получала всемерную госу­дарственную поддержку, тогда как со сторонниками воззрений, считавшихся чуждыми материализму, расправлялись с помощью различных репрессивных мер. В этой атмосфере Выготский занял своеобраз­ную позицию. Он обвинил повсеместно торжество­вавших свою победу рефлексологов в дуализме. Его первоначальный план сводился к тому, чтобы объ­единить знание о поведении как системе рефлексов с зависимостью этого поведения, когда речь идет о человеке, от сознания, воплощенного в речевых ре­акциях. Эту идею он положил в основу своего пер­вого программного доклада, с которым выступил в январе 1924 г. в Петрограде на съезде исследовате­лей поведения.

Выготский переехал в Москву и начал работать с А. Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым. В начале восьмидесятых в собрании его сочи­нений будет опубликован блестящий очерк «Исто­рический смысл психологического кризиса». В нем взгляды Выготского выражены наиболее полно и точно. Суть их в следующем. Психология фактически разбилась на две науки. Одна — объяснительная, или физиологическая, она на самом деле раскрыва­ет смысл явлений, но оставляет за своими граница­ми все сложнейшие формы человеческого поведе­ния. Другая наука — описательная, феноменологи­ческая психология, которая, наоборот, берет самые сложные явления, но лишь рассказывает о них, по­тому что, по мнению ее сторонников, явления эти недоступны объяснению.

Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от этих двух совершенно независимых дисцип­лин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. И вот тут был сделан капи­тальнейший шаг в истории советской психологии. Тезис Выготского был таким: чтобы понять внут­ренние психические процессы, надо выйти за пре­делы организма и искать объяснения в обществен­ных отношениях этого организма со средой. Он любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуу­ма, впадают в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов. Поэтому Выготский называл свою психологию либо «истори­ческой», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной».

Руководствуясь этой идеей, Выготский и его уче­ники провели большой цикл исследований разви­тия психики, прежде всего таких ее функций, как память, внимание, мышление. Эти работы вошли в золотой фонд исследований развития психики у детей. В течение ряда лет главная исследовательская программа Выготского и его учеников заключалась в детальном экспериментальном изучении отноше­ний между мышлением и речью. Здесь на передний план выступило значение слова (его содержание, за­ключенное в нем обобщение). То, как значение слова изменяется в истории народа, давно изуча­лось лингвистикой. Выготский и его школа, просле­див стадии этого изменения, открыли, что это про­исходит в процессе развития индивидуального со­знания. Итоги этой многолетней работы обобщила его монография «Мышление и речь» (1934)е развивается.

Выготским было обосновано великое множество других новаторских представлений, в дальнейшем развитое его многочисленными учениками и после­дователями.

По оценке М. Г. Ярошевского, «несмотря на ран­нюю смерть (он не дожил до 38 лет), ни один из вы­дающихся психологов мира не смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как Вы­готский».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: