Традиционно термином неопозитивизм обозначается философское учение, уделяющее значительное внимание логико-лингвистическим аспектам познания явлений и процессов, логическому анализу языка науки. Поэтому неопозитивизм часто характеризуют как логический позитивизм. Первоначально термин «логический позитивизм» использовали для обозначения группы философов, ориентирующихся на науку и живущих в Вене, — так называемый Венский кружок, основанный в 1922 г. Морицем Шликом (1882—1936). Он включал в себя таких выдающихся философов, как Отто Нейрат (1882—1945), Рудольф Карнап (1891—1970) и др. Позже членам Венского кружка пришлось бежать от национал-социализма в Англию и США, где они занимались преподавательской деятельностью и распространяли свои идеи.
Логический позитивизм, с одной стороны, явился ответом на проблемы науки в XX в., а с другой — представлял собой реакцию на возникновение в 20—30-х гг. прошлого века идеологий тоталитарных и нацистских режимов (в СССР, Германии, Испании, Италии и т.д.). Например, члены Венского кружка рассматривали фашизм как явление бессмысленное с научной точки зрения.
|
|
Одним из родоначальников логического позитивизма стал английский философ, математик и политик Бертран Рассел (1872—1970). Он отмечал, что особенность современной науки заключается в том, что эмпирические исследования включают в себя математику и мощную логическую технику. Рассел считал, что вся математика родилась из символической логики, и не существует математических понятий, которые нельзя было бы свести к логическим. С другой стороны, он был убежден, что любая здравая философия также является логикой, что и позволяет ей использовать математику. Настоящая философия должна совпадать с наукой и не иметь ничего общего с метафизикой.
Раздел VII. Современная западная философия
Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889—1951) в произведении «Логико-философский трактат» разработал теорию о том, что язык и мысль есть «проективное изображение» реальности. Он пишет:
«На первый взгляд предложение — как оно, например, напечатано на бумаге — не кажется картиной действительности, о которой в нём идет речь. Но и нотное письмо на первый взгляд не кажется изображением музыки, а наше фонетическое (буквенное) письмо — изображением нашей речи. И все-таки эти знаковые языки оказываются даже в обычном смысле слова изображениями того, что они представляют». Витгенштейн стремился дать точное описание реальности в логических построениях языка и установить языковую границу выражения мыслей, которая и соответствовала бы границе мира. По его мнению, границы языка того или иного индивида определяют границы его личного мира.
|
|
Целью философии является не развитие тех или иных идей и доктрин, а логическое прояснение мыслей, поскольку то, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно, а «о чем нельзя говорить, о том следует молчать». Философия в отличие от естественных наук не оперирует фактами, поэтому не может выдвигать истинные или правомерные системы. Следовательно, философия — не учение, а деятельность. Большинство проблем и вопросов, которые традиционно именуются философскими, не истинны и не ложны, а бессмысленны. Дело в том, что они основаны на псевдопонятиях, таких как «причинность», «субстанция», «сущность», которым нет аналога в воспринимаемой реальности. Истинная задача философии, по мысли Витгенштейна, состоит в очищении языка от таких псевдопонятий.
Выразим общие идеи неопозитивизма. Отрицается философия в качестве метафизики на основании того, что каждая конкретная часть реальности изучается той или иной наукой и отсутствует область, где приложимы идеи метафизики. " /
Все предложения науки могут быть разделены на аналитические и синтетические. Истинность аналитических определяется на основе законов "логики. Например, предложение «В равностороннем треугольнике все углы одинаковы» — истинно, потому что обратное суждение — «В равностороннем треугольнике углы неодинаковы» — содержало бы противоречие.
Синтетические — это такие предложения, истинность которых устанавливается чисто логическим путем, через соответствие опыту. Например, утверждение «Яблоки продают в магазине» нельзя вывести на основе логического закона противоречия, но можно обосновать лишь на основе фактического положения дел.
Математику и логику можно представить как совокупность аналитических предложений. Естественные науки, такие как физика,
Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм
химия, психология, содержат синтетические предложения. Философские же предложения не являются аналитическими, так как их нельзя построить, опираясь на одну логику, и не являются синтетическими, потому что их нельзя проверить на соответствие опыту. Поэтому они бессмысленны.
Принцип верификации. Термин «верификация» (от лат. уегиз — истинный и /асю — делаю) можно перевести как «подтверждение». Это основной принцип неопозитивизма. Согласно ему научная достоверность синтетических предложений должна подтверждаться в эксперименте. Сложное синтетическое предложение должно быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с фактами (чувственными данными). Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо
(проверяемо).
Неопозитивисты для проверки истинности не предполагают обязательного проведения эксперимента, но требуют, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы факты, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены. Все высказывания, которые нельзя проверить таким образом, лишены смысла. Они лишь по форме напоминают высказывания о чем-то. К таким высказываниям относятся большинство философских и религиозных идей. Например, высказывания «Бог есть Абсолют», «Существует загробная жизнь» не проверяемы и потому не выражают знания, следовательно, с точки зрения науки они бессмысленны. В то же время подобные утверждения могут иметь эмоциональное значение для конкретной личности и даже общества в целом.
Критика принципа верификации. Критики неопозитивизма указали, что невозможно свести любое научное положение к высказыванию об элементарном чувственном ощущении или восприятии. Например, невозможно верифицировать конкретные исторические события прошлого: их нельзя воспроизвести или повторить в опыте. Кроме того, оказалось, что сам принцип верификации не может быть верифицирован, так как многие истинные синтетические предложения достаточно общего характера невозможно проверить на соответствие конкретным фактам. Например, невозможно убедиться в силу принципиальной ограниченности нашего опыта, что действие всегда и везде равно противодействию. Таким образом, принцип верификации, призванный бороться с метафизикой, сам оказался метафизическим.
|
|
В рамках неопозитивизма также рассматривают постпозитивизм, или критический рационализм. Постпозитивизм возник как определенная совокупность концепций, объединенных английским фило-
Раздел VII. Современная западная философия
софом и социологом Карлом Раймундом Поппером (1902—1994) под названием «критический рационализм». Видными представителями этого направления являются И. Лакатос (1922—1974), Т. Кун, П. Фейерабенд (1924-1994).
Постпозитивисты считали, что никакое знание не может быть абсолютно истинным. Со временем на смену одной научной теории всегда приходит новая, более совершенная, а то, что ранее считалось истинным, признается заблуждением. Поэтому задача философии как теории познания состоит в решении проблемы роста научного знания. Рост научного знания идет не плавно и постепенно через накопление, а скачками и прерывается кризисами.
Принцип фальсификации. Поппер заменил принцип верификации принципом фальсификации. Если верифицируемость означает принципиальную возможность проверяемости того или иного положения, то фальсифицируемость научного высказывания означает возможность эмпирического (опытного) опровержения. То есть если какое-либо высказывание можно гипотетически опровергнуть, значит, оно сопоставимо с опытом и является научным.
Наример, высказывание «Все люди пьют чай» верифицировать невозможно, потому что нельзя проверить всех людей, т.е. тех, которые жили в прошлом, живут в настоящем и будут жить в будущем, на предмет чаепития. Но это высказывание вполне фальсифицируемо, так как на Практике его можно опровергнуть: для этого достаточно обнаружить хотя бы одного человека, не пьющего чай. Но поскольку оно сопоставимо с опытом, то вполне научно.
|
|
А вот высказывание «Тоталитаризм ведет к улучшению жизни людей» фальсифицировать невозможно, так как даже самые неприглядные факты истории тоталитаризма всегда можно «перевернуть», переистолковать, например, объяснить необходимостью исторического момента. Следовательно, высказывание не является научным.
Принцип фальсификации оказался незаменимым для устранения из науки метафизических высказываний и построений, но сильно ослабил критерии истинности.
Понятие научной парадигмы. Американский философ, Томас Сэ-мюэл Кун (1922—1996) считал, что в развитии научного знания главную роль играет научное сообщество, которое имеет определенные традиции, убеждения, ценностные установки и определенные образцы решения научных проблем и задач. Эти образцы Кун назвал парадигмами (или дисциплинарными матрицами). Парадигма позволяет определять спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, но приводит к игнорированию не согласующихся с ней фактов и теорий.
Литература
В те или иные периоды развития науки в научном сообществе господствуют определенные парадигмы. Но если внутри научного сообщества накапливается достаточная «критическая» масса новых теорий и убеждений, не вписывающихся в рамки старой парадигмы, то происходит научная революция, старая парадигма разрушается и заменяется новой. С точки зрения Куна, парадигмы не соизмеримы друг с другом и между ними нет логической преемственности.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы поняли идеи позитивизма, общие для представителей всех направлений этого течения? В чем состоят отличия разных периодов развития
позитивизма?
2. Какую роль отводят представители позитивизма философии?
3. Приведите примеры, показывающие возможность применения закона «трех стадий» О. Конта по отношению к природе, обществу, отдельной личности.
4. Какую роль Дж. С. Миль отводил личному опыту индивида?
5. Согласно Р. Авенариусу существует принципиальное единство материи-и мышления. Можете ли вы представить подобное единство?
6. Что практически дает принцип «экономии мышления» ученым-исследователям? Что он может дать в повседневной жизни?
7. Какова роль логического позитивизма в развитии науки и мирового
сообщества в XX в.?
8. Как вы понимаете мысль Витгенштейна, что граница нашего личного мира определяется границами нашего языка? Поясните на примерах.
9. Верифицируемы ли следующие высказывания: «Вселенная бесконечна», «Всё^ железные вещи при соприкосновении с влагой подвергаются коррозии»?!
10. Фальсифицируемы ли следующие высказывания: «Все сосны имеют зеленую окраску кроны», «Все события жизни подчинены судьбе», «Все металлы проводят электрический ток»?
Литература
1. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.
2. Зотов А.Ф., Мельвилъ Ю.К. Западная философия XX века. Учеб. пособие. М., 1998.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 1999.
4. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских
программ. М., 1995.
6. Мах Э. Философское и естественно-научное мышление // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX — начала XX столетия. М., 1995.
Раздел VII. Современная западная философия
7. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
9. Шварцкопф Ф. Метаморфоза Данного: На пути к созданию экологии сознания. М., 2000.