Неопозитивизм и постпозитивизм

Традиционно термином неопозитивизм обозначается философское учение, уделяющее значительное внимание логико-лингвистическим аспектам познания явлений и процессов, логическому анализу языка науки. Поэтому неопозитивизм часто характеризуют как логический позитивизм. Первоначально термин «логический позитивизм» исполь­зовали для обозначения группы философов, ориентирующихся на науку и живущих в Вене, — так называемый Венский кружок, осно­ванный в 1922 г. Морицем Шликом (1882—1936). Он включал в себя таких выдающихся философов, как Отто Нейрат (1882—1945), Рудольф Карнап (1891—1970) и др. Позже членам Венского кружка пришлось бежать от национал-социализма в Англию и США, где они занимались преподавательской деятельностью и распространяли свои идеи.

Логический позитивизм, с одной стороны, явился ответом на проблемы науки в XX в., а с другой — представлял собой реакцию на возникновение в 20—30-х гг. прошлого века идеологий тоталитарных и нацистских режимов (в СССР, Германии, Испании, Италии и т.д.). Например, члены Венского кружка рассматривали фашизм как явле­ние бессмысленное с научной точки зрения.

Одним из родоначальников логического позитивизма стал англий­ский философ, математик и политик Бертран Рассел (1872—1970). Он отмечал, что особенность современной науки заключается в том, что эмпирические исследования включают в себя математику и мощную логическую технику. Рассел считал, что вся математика родилась из символической логики, и не существует математических понятий, ко­торые нельзя было бы свести к логическим. С другой стороны, он был убежден, что любая здравая философия также является логикой, что и позволяет ей использовать математику. Настоящая философия должна совпадать с наукой и не иметь ничего общего с метафизикой.


Раздел VII. Современная западная философия

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889—1951) в произ­ведении «Логико-философский трактат» разработал теорию о том, что язык и мысль есть «проективное изображение» реальности. Он пишет:

«На первый взгляд предложение — как оно, например, напечатано на бумаге — не кажется картиной действительности, о которой в нём идет речь. Но и нотное письмо на первый взгляд не кажется изображением музыки, а наше фонетическое (буквенное) письмо — изображением нашей речи. И все-таки эти знаковые языки оказываются даже в обыч­ном смысле слова изображениями того, что они представляют». Вит­генштейн стремился дать точное описание реальности в логических построениях языка и установить языковую границу выражения мыслей, которая и соответствовала бы границе мира. По его мнению, границы языка того или иного индивида определяют границы его личного мира.

Целью философии является не развитие тех или иных идей и док­трин, а логическое прояснение мыслей, поскольку то, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно, а «о чем нельзя гово­рить, о том следует молчать». Философия в отличие от естественных наук не оперирует фактами, поэтому не может выдвигать истинные или правомерные системы. Следовательно, философия — не учение, а деятельность. Большинство проблем и вопросов, которые традици­онно именуются философскими, не истинны и не ложны, а бессмыс­ленны. Дело в том, что они основаны на псевдопонятиях, таких как «причинность», «субстанция», «сущность», которым нет аналога в воспринимаемой реальности. Истинная задача философии, по мысли Витгенштейна, состоит в очищении языка от таких псевдопонятий.

Выразим общие идеи неопозитивизма. Отрицается философия в ка­честве метафизики на основании того, что каждая конкретная часть реальности изучается той или иной наукой и отсутствует область, где приложимы идеи метафизики. " /

Все предложения науки могут быть разделены на аналитические и синтетические. Истинность аналитических определяется на основе законов "логики. Например, предложение «В равностороннем тре­угольнике все углы одинаковы» — истинно, потому что обратное суждение — «В равностороннем треугольнике углы неодинаковы» — содержало бы противоречие.

Синтетические — это такие предложения, истинность которых ус­танавливается чисто логическим путем, через соответствие опыту. Например, утверждение «Яблоки продают в магазине» нельзя вывес­ти на основе логического закона противоречия, но можно обосновать лишь на основе фактического положения дел.

Математику и логику можно представить как совокупность ана­литических предложений. Естественные науки, такие как физика,

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

химия, психология, содержат синтетические предложения. Философ­ские же предложения не являются аналитическими, так как их нель­зя построить, опираясь на одну логику, и не являются синтетически­ми, потому что их нельзя проверить на соответствие опыту. Поэтому они бессмысленны.

Принцип верификации. Термин «верификация» (от лат. уегиз — ис­тинный и /асю — делаю) можно перевести как «подтверждение». Это основной принцип неопозитивизма. Согласно ему научная достовер­ность синтетических предложений должна подтверждаться в экспе­рименте. Сложное синтетическое предложение должно быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с фак­тами (чувственными данными). Если мы можем сравнить предло­жение с чувственными данными или указать метод, с помощью ко­торого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо

(проверяемо).

Неопозитивисты для проверки истинности не предполагают обя­зательного проведения эксперимента, но требуют, чтобы предполо­жение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы факты, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены. Все высказывания, которые нельзя проверить таким образом, лишены смысла. Они лишь по форме напоминают высказывания о чем-то. К таким высказываниям относятся большинство философских и ре­лигиозных идей. Например, высказывания «Бог есть Абсолют», «Су­ществует загробная жизнь» не проверяемы и потому не выражают знания, следовательно, с точки зрения науки они бессмысленны. В то же время подобные утверждения могут иметь эмоциональное значение для конкретной личности и даже общества в целом.

Критика принципа верификации. Критики неопозитивизма указали, что невозможно свести любое научное положение к высказыванию об элементарном чувственном ощущении или восприятии. Например, не­возможно верифицировать конкретные исторические события про­шлого: их нельзя воспроизвести или повторить в опыте. Кроме того, оказалось, что сам принцип верификации не может быть верифициро­ван, так как многие истинные синтетические предложения достаточно общего характера невозможно проверить на соответствие конкретным фактам. Например, невозможно убедиться в силу принципиальной ог­раниченности нашего опыта, что действие всегда и везде равно проти­водействию. Таким образом, принцип верификации, призванный бо­роться с метафизикой, сам оказался метафизическим.

В рамках неопозитивизма также рассматривают постпозитивизм, или критический рационализм. Постпозитивизм возник как опреде­ленная совокупность концепций, объединенных английским фило-


Раздел VII. Современная западная философия

софом и социологом Карлом Раймундом Поппером (1902—1994) под названием «критический рационализм». Видными представителя­ми этого направления являются И. Лакатос (1922—1974), Т. Кун, П. Фейерабенд (1924-1994).

Постпозитивисты считали, что никакое знание не может быть аб­солютно истинным. Со временем на смену одной научной теории всегда приходит новая, более совершенная, а то, что ранее считалось истинным, признается заблуждением. Поэтому задача философии как теории познания состоит в решении проблемы роста научного знания. Рост научного знания идет не плавно и постепенно через на­копление, а скачками и прерывается кризисами.

Принцип фальсификации. Поппер заменил принцип верификации принципом фальсификации. Если верифицируемость означает прин­ципиальную возможность проверяемости того или иного положения, то фальсифицируемость научного высказывания означает возмож­ность эмпирического (опытного) опровержения. То есть если какое-либо высказывание можно гипотетически опровергнуть, значит, оно сопоставимо с опытом и является научным.

Наример, высказывание «Все люди пьют чай» верифицировать невозможно, потому что нельзя проверить всех людей, т.е. тех, кото­рые жили в прошлом, живут в настоящем и будут жить в будущем, на предмет чаепития. Но это высказывание вполне фальсифицируемо, так как на Практике его можно опровергнуть: для этого достаточно обнаружить хотя бы одного человека, не пьющего чай. Но поскольку оно сопоставимо с опытом, то вполне научно.

А вот высказывание «Тоталитаризм ведет к улучшению жизни людей» фальсифицировать невозможно, так как даже самые непри­глядные факты истории тоталитаризма всегда можно «перевернуть», переистолковать, например, объяснить необходимостью историчес­кого момента. Следовательно, высказывание не является научным.

Принцип фальсификации оказался незаменимым для устранения из науки метафизических высказываний и построений, но сильно ос­лабил критерии истинности.

Понятие научной парадигмы. Американский философ, Томас Сэ-мюэл Кун (1922—1996) считал, что в развитии научного знания глав­ную роль играет научное сообщество, которое имеет определенные традиции, убеждения, ценностные установки и определенные образ­цы решения научных проблем и задач. Эти образцы Кун назвал пара­дигмами (или дисциплинарными матрицами). Парадигма позволяет определять спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, но приводит к игнорированию не согласующихся с ней фактов и теорий.

Литература

В те или иные периоды развития науки в научном сообществе господствуют определенные парадигмы. Но если внутри научного со­общества накапливается достаточная «критическая» масса новых тео­рий и убеждений, не вписывающихся в рамки старой парадигмы, то происходит научная революция, старая парадигма разрушается и заме­няется новой. С точки зрения Куна, парадигмы не соизмеримы друг с другом и между ними нет логической преемственности.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы поняли идеи позитивизма, общие для представителей всех на­правлений этого течения? В чем состоят отличия разных периодов развития

позитивизма?

2. Какую роль отводят представители позитивизма философии?

3. Приведите примеры, показывающие возможность применения закона «трех стадий» О. Конта по отношению к природе, обществу, отдельной лич­ности.

4. Какую роль Дж. С. Миль отводил личному опыту индивида?

5. Согласно Р. Авенариусу существует принципиальное единство мате­рии-и мышления. Можете ли вы представить подобное единство?

6. Что практически дает принцип «экономии мышления» ученым-иссле­дователям? Что он может дать в повседневной жизни?

7. Какова роль логического позитивизма в развитии науки и мирового

сообщества в XX в.?

8. Как вы понимаете мысль Витгенштейна, что граница нашего личного мира определяется границами нашего языка? Поясните на примерах.

9. Верифицируемы ли следующие высказывания: «Вселенная бесконеч­на», «Всё^ железные вещи при соприкосновении с влагой подвергаются кор­розии»?!

10. Фальсифицируемы ли следующие высказывания: «Все сосны имеют зеленую окраску кроны», «Все события жизни подчинены судьбе», «Все ме­таллы проводят электрический ток»?

Литература

1. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.

2. Зотов А.Ф., Мельвилъ Ю.К. Западная философия XX века. Учеб. посо­бие. М., 1998.

3. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для выс­ших учебных заведений. Ростов н/Д, 1999.

4. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских

программ. М., 1995.

6. Мах Э. Философское и естественно-научное мышление // Хрестома­тия по зарубежной философии конца XIX — начала XX столетия. М., 1995.


Раздел VII. Современная западная философия

7. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

8. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.

9. Шварцкопф Ф. Метаморфоза Данного: На пути к созданию экологии сознания. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: