Философия экзистенциональной онтологии СЛ. Франка

Семен Людвигович Франк (1877—1950) подобно многим другим замечательным русским философам в 1922 г. был выслан из России и наиболее крупные свои работы написал в иммиграции. В основе его философии лежат три основные темы: человек и культура (в связи с кризисом современной культуры и поисками выхода из него), чело­век и бытие (проблемы человеческого существования, его связь с бы­тием), человек и Бог (смысл жизни, вера в Бога и поиски путей спа­сения).

Человек и культура. Кризис современной культуры выразился прежде всего в утрате в начале XX в. былых общественных идеалов — «кумиров». Франк считал, что человечество не идет путем постоянно­го развития от одних высот совершенствования к другим, напротив, периоды духовного взлета чередуются с упадком и моральной дегра­дацией. Если в XVIII—XIX столетиях активно развивались и распро­странялись среди широких масс идеи просвещения, культуры, свобо­ды и права, то в начале XX в. этот период сменился утратой людьми


Раздел VIII. Русская философия

внутренней связи своего духа с бытием. Все это вылилось в револю­ции и мировые войны. Франк называл современное духовное состоя­ние человечества новым варварством. Люди страдают от недостатка духовных сил и желают опереться на твердую духовную почву.

Человек и бытие. В учеяии Франка о взаимоотношении бытия и человека говорится о. наличии двух видов знания: отвлеченном (вы­раженном в суждениях и понятиях о вещах мира) и непосредственно интуитивном (первичном целостном знании о предмете или вещи, на котором основывается отвлеченное знание). Предметный мир вос­принимается нами обычно через призму научного знания о нем, т.е. через его познание в понятиях. Реальность такого мира — это лишь единство рассудочных понятий. Но существует и иная таинственная реальность. Философское осмысление дает нам представление о том, что любое наше знание о чем-либо всегда отрывочно и сопровожда­ется незнанием в этой области и, кроме того, внутренне смешано с этим незнанием. Поэтому все познанное продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Чем более «укоренен» предмет «в глуби­нах бытия» (т.е. более сложен, например: человеческая душа более сложное образование, чем психика животного), тем более он остается для нас тайной, непостижимой по существу.

Таким образом, интуиция или созерцание есть для Франка «пер­вичное знание». Философ в традициях учения В.С. Соловьева о «все­единстве», объясняя возможность интуиции, указывает на то, что ин­дивидуальное бытие коренится в Абсолюте как «всеединстве», вследствие которого каждый объект еще до всякого познания его на­ходится в непосредственном контакте с познающим его субъектом, поскольку мы «слиты с ним не через посредство сознания, а в самом бытии». Все, что конкретно существует, укоренено в бытии как все­единстве и пропитано его соками. Наше сознание и мысли — необ­ходимый элемент самого бытия, так как без них оно было бы непол­ноценно, несовершенно и незаконченно. Поэтому с одной стороны бытие для нас — далекое и таинственное, поскольку непостижимо, но с другой — близкое и родное, поскольку мы сами являемся необ­ходимым его элементом. Эту близость больше всего чувствуют дети, первобытные люди и поэты, для которых окружающий мир одухотво­рен и оживлен, к любым его предметам они способны обращаться и общаться с ними.

В человеке живет чувство, которое подсказывает, что путь к един­ству бытия ведет через углубление в мир внутренней жизни. Углубля­ясь внутрь себя, мы можем перейти границы Нашего внутреннего Я. Самая сокровенная внутренняя глубина человеческой души нахо­дится не внутри, а вне ее и связывает нас со сверхчеловеческой глубин-

Тема 28. Черты русской философии конца XIX — середины XX в.

ной реальностью, которая и является «почвой произрастания» нашей души. Эта внутренняя реальность и есть подлинная основа бытия, и она образует то, что называют «духовной жизнью».

Человек и Бог. Глубинная реальность непосредственно связана с понятием Абсолюта, или Бога. Обнаруживая свое глубинное родст­во с этой реальностью и Абсолютом, человек преодолевает свою субъективность, конечность и ощущает себя причастным к абсолют­ным ценностям. Из этих посылок Франк приходит к одной из цент­ральных идей своей философии — к идее богочеловечества. Богоче-ловечество — это утверждение неразрывной связи между Богом и человеком. Бог в нас самих, Он является нам в общении с Ним. Мы, конкретные личности, являемся как бы ответвлениями Абсолюта, или Бога, который одновременно существует и сам по себе, и через нас как духовных существ, а также через нас сам себя сознает. Но если Бог существует через всех нас, то он тем самым нас всех объеди­няет в одно целое. Поэтому чтобы познать истинным образом другую личность, мы должны углубиться в себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: