Владимир Францевич Эрн (1882—1917) называл себя мистиком. В Божественном Провидении он видел основную причину всего, что происходит в мире. Истина, на его взгляд, открывается человеку только в мистическом озарении. С его точки зрения всякая философия от Бога и нисходит от него к человеческому духу, поэтому основа человеческого знания божественна. Философия и религия тождественны и в результате своего соединения дают некую целостную полноту разумности, которая в той и другой представлены лишь частично.
Борьба с «германизмом». Эрн противоборствовал новой философии. Особенно ярко это проявилось в его борьбе с «германизмом» (т.е. с немецкой философией, являвшейся основанием немецкого мировоззрения). Он писал: «У христианства нет врага более ужасного, чем новый немецкий идеализм...». По мнению Эрна, именно философия «германизма» привела мир к чудовищной войне. Эта философия питается корнями от трансцендентальной аналитики Канта, выраженной в его работе «Критика чистого разума», из которой «вытекают два радикальнейших положения: 1) никакой ноумен, т.е. ничто онтологическое, не может встретиться в нашем внешнем опыте и 2) ничто ноуменальное, т.е. относящееся к миру истинно Сущего, не может быть дано и реализовано в нашем внутреннем опыте».
|
|
Поскольку внешний и внутренний опыт лишен всякого контакта с ноуменами, т.е. с миром истинно Сущего, то для Бога уже нет места в представлениях человека о полноте Сущего. Феноменализм Канта «законодательно» «перерезает» связь между разумом и Богом. Следствием этого явился расцвет феноменологических наук в Германии, подготовивших почву для торжества германского духа, в котором нет места для абсолютных святынь, для онтологической Справедливости и Божественного Промысла.
Поскольку Бог изъят Кантом из мира, то у носителей «германского духа» возникает мечта хотя бы о временном «земном рае», строящемся на принципах насилия и власти одного человека над другим,
Тема 28. Черты русской философии конца XIX — середины XX в.
полного завоевания Природы. Для установления такой власти требуется развитая техника, мощное оружие, что неизбежно приводит к милитаризму. Эрн пришел к заключению, что разразившаяся мировая война «есть в своей глубочайшей духовной сути столкновение всемирно-исторических начал» духа России и духа Германии. «Для Германии нет ничего выше меча, выше грубой физической силы, — сам Бог есть сила для них, а не правда....Для России же меч — служение, а над мечом как святыня — крест, и сила сильна не силой, а правдой, и только правдой».
Противостояние логизма и рационализма. Логос, по В.Ф. Эрну, — это фундаментальный принцип всей человеческой культуры, которому противостоит КаИо — принцип, исповедуемый западным обществом и исподволь уничтожающий культуру, заменяя ее цивилизацией. Логос ]Л Рацио представляют собой не просто спор двух философских течений: логизма и рационализма, и даже не антагонизм Востока и Запада, а великое противостояние добра и зла, Христа и сатаны, которое происходит не между странами, не между отдельными философами, а в душах всех людей, в сердце каждого человека.
|
|
Под рационализмом Эрн понимает всякую философию, избирающую объектом своего исследования формальный рассудок, оторванный от многообразия жизни. Рационализм имеет «...мировоззрение абсолютно статическое. Ему некуда двигаться. В своем чистом виде он непременно вне-человечен, вне-жизнен. Отсюда роковые пределы и грани. Тот, кто стоит, всегда ограничен какими-нибудь горизонтами. Напротив, логизм динамичен. Он требует творчества, непрерывного волевого усилия, непрерывного возрастания. Отсюда беспредельность познания и живая подвижность все углубляющихся
перспектив».
В отличие от рационализма, стремящегося привести философию к законченной системе и таким образом завершить ее развитие, что, в принципе, равносильно ее смерти, логизм беспределен в своем развитии и творчестве. Следовательно, философия Логоса будет неизменно торжествовать, так как будет жива и тогда, когда рационализм, окончательно загнав себя в рамки какой-либо схемы, не сможет найти из нее выхода и успешно скончается.