Примечания

Глава 24 625. 3 Цар 10, 20. 626. 3 Цар 11, 4 627. Легенда впоследствии приписала Песнь Песней самому Соломону, т. к.первоначальный смысл ее был утрачен. То, что Песнь Песней сталаупотребляться на свадьбах, придало ей ритуальное значение, а впоследствии вней видели символ любви Бога к своему Народу. См. статью Э. Ренана,приложенную к переводу Песни Песней А. Эфроса (СПб., 1909, с. 137).Упоминание старой северной столицы Израиля Фирцы указывает на северноепроисхождение Песни и на ее древность. Впрочем, окончательная редакциякниги, очевидно, послепленная. См.: М. И. Занд. Песнь Песней. - Литературнаяэнциклопедия, т. 5, 1968, с. 709. 628. 3 Цар 11, 26 сл. 629. 2 Цар 12. Несомненно, расколу способствовал старый сепаратизмИзраиля и Иуды, который давал о себе знать с самых ранних времен. 630. 3 Цар 14, 25. Библия относит поход (Сусакима) к 915 г. Такимобразом, он произошел за год до смерти фараона. О походе в североизраильскиеземли Библия молчит. О них свидетельствуют памятники (см.: J. Bright. AHistory of Israel, p. 214; КВНР, р. 196). 631. Э. Ренан. История израильского народа, I, с. 278. 632. 3 Цар 12, 22 сл. 633. 3 Цар 15, 11 сл. 634. 2 Парал 17, 3 сл. 635. Археология свидетельствует о том, что высшее Божество (Эл) усемитов не изображалось в виде быка. Так изображались Ваалы "второгопоколения". В то же время хорошо известны изображения, где боги стоят набыке, как на троне. Это дало основания В. Олбрайту интерпретироватьсвященных быков Иеровоама именно как "эквивалент херувимов" (W. Albricht.From the Stone Age to Christianity, p. 238; G. E. Wright. BiblicalArchaeology, p. 147). 636. 3 Цар 12, 26-33. 637. О происхождении святилища в Дане - Суд 18, 27 638. 3 Цар 13, 1 и 14, 1 сл. 639. См. надпись Меши (ХИДМ, т. 1, с. 245. Пер. Я. Борисова). НазваниеБит Хумри встречается в ассирийском памятнике от 740 г. (КВНР, р. 213; 3.Рагозина. История Ассирии, с. 207, 236). 640. Библия не упоминает этого сражения. О нем известно из надписисамого Салманасара (см. ее перевод в ХИДМ, I, с. 193). 641. См.: G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 152; W. E. Keller. TheBible as History, p. 229. Костяная резьба изображает животных, растения,человеческие фигуры, херувимов и языческих богов. 642. О царе-жреце Этбаале, свергнувшем своего предшественника, см.: И.Флавий. Против Апиона, 1, 8. 643. См.: 3 Цар 22, 6. В имена всех детей Ахава включалось имя Ягве.Это доказывает, что он не имел намерения отказаться от Бога Израилева какнационального патрона. 644. 3 Цар 16, 32. Ваал Мелькарт был покровителем города Тира. Тир былродным городом Иезавели. То, что отец ее назван в Библии царем Сидонским (3Цар 16, 31), не должно вводить в заблуждение, т. к. "сидонцами" евреиназывали финикийцев вообще. Весьма возможно, что Этбаал хотел через своюдочь и свою религию подчинить себе и политику Израиля. 645. На это указывает 4 Цар 10, 20, откуда явствует, что числоизраильтян - поклонников Мелькарта - было велико. 646. См.: 4 Цар 10, 15, 23; Иерем 35. Рихавиты были связаны с коленомкенитов, в основном живших на юге, но частично проникших на север. 647. 3 Цар 18, 4. 648. Местонахождение его родины неизвестно, но, по общему мнению, еенужно искать в Заиорданье, на рубеже пустыни. 649. 4 Цар 1, 8; 3 Цар 18, 12, 46. Одежда Илии, возможно, указывает нато, что он был "назореем" (J. Bright. Op. cit., p. 227). 650. Сказание о засухе: 3 Цар 17-19. Сказание о винограднике: 3 Цар 21.Вознесение Илии: 4 Цар 2. Кроме этого есть в 4 Цар 1 эпизод Илии и Охозии,который примыкает к истории вознесения пророка. 651. Предполагают, что Кармил был местом почитания Мелькарта и границейвладений Ахава и Этбаала (W. Albright. Archaeology and Religion of Israel,1953, p. 156). 652. Согласно Менандру, голод в царствование Этбаала длился около года(И. Флавий. Против Апиона, 8, 13, 2). 653. Так объясняли прекращение бедствия финикийцы по сообщениюМенандра. 654. Darmsteter. Les Prophetes d'lsrael. 655. 3 Цар 22. 656. 4 Цар 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: