Цели | |||||
Обучающие | Воспитательные | Развивающие | |||
Формирование системы экологических знаний и умений | Формирование ценностных отношений к природе, жизни, здоровью | Интеллектуальное развитие | |||
Формирование научного мировоззрения и экологической культуры | |||||
Принципы отбора содержания | |||||
Принципы соответствия компонентов содержания на всех уровнях его конструирования социальному заказу, культуросообразности, системности, научности, фундаментальности, ценностной ориентации знаний, связи теории с практикой, практической направленности знаний, краеведения | |||||
Уровни представления содержания экологического образования | |||||
Уровень общего теоретического представления | Уровень учебного предмета | Уровень учебного материала | Уровень личностный | ||
Компоненты содержания | |||||
Гносеологический | Деятельностный | Творческий | Аксиологический | ||
Система знаний, входящая в содержание экологического образования | Способы и виды экологической деятельности | Опыт творческой деятельности | Система ценностей, норм и правил в восприятии природы и во взаимоотношениях человека с природой | ||
Учебно-воспитательный процесс | |||||
Принципы обучения и воспитания | |||||
Системность, научность, сознательность и активность, рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной работы, систематичность и последовательность, объективность, наглядность или гласность, самостоятельность, индивидуализация социальной направленности, личностная ориентация, рефлексия | |||||
Формы обучения | Методы обучения | Средства обучения | Материально-техническая база обучения | ||
Урок экологии Экскурсия Экологическая тропа Внеклассная работа Внеурочная работа Домашняя работа Экологический практикум Экологический лагерь Эколого-туристическая работа | Словесные Наглядные Практические Объяснительно-иллюстративные Частично-поисковые Исследовательские | Натуральные Изобразительные Средства новых информационных технологий Лабораторное оборудование Вербальные Технические | Кабинет экологии Уголок живой природы Экологический отдел школьного учебно-опытного участка (УОУ) | ||
Технологии обучения | |||||
Личности ориентированные Технологии, основанные на эффективности управления и организации учебного процесса Технологии развивающего обучения | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Контроль достижений учащихся | |||
Результаты | |||||
Сформированное экологических знаний, умений, ценностных отношений к природе. Формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры учащихся | |||||
Цель организации индивидуальных и групповых видов внеклассной работы — содействие развитию у учащихся умений и интереса к исследовательской работе.
Средства, используемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных экологических объектов, изобразительной наглядности, технических и дидактических средств, лабораторного оборудования (см. гл. 8).
Функции экологического образования в школе. Экологическое образование благодаря особенностям своего содержания, обусловленным мировоззренческим и культуротворческим характером науки экологии, обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом. Оно играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования.
Функции экологического образования, предполагающего экологизацию содержания образования, следующие.
• Интегративная функция, содействующая синтезу естественно-научного и гуманитарного знания, обеспечивает понимание школьниками экологических аспектов естественно-научных и гуманитарных знаний, что способствует осознанию ими целостной научной картины мира.
• Мировоззренческая функция способствует формированию у школьников научного глобально ориентированного мировоззрения. В основе этой функции лежат положения теории познания: мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий, изменение элементов системы взаимно обусловлено, человек и общество — результат эволюции природы и поэтому они неотделимы от природы. Изучение глобальных экологических процессов и связанных с ними угрожающих человечеству проблем, их причин и возможных последствий, осмысление возможных способов их предупреждения — все это определяет стиль формируемого мышления — экологического. Характерные черты такого стиля мышления — глобальность, целостное восприятие мира с многочисленными связями, осознание места и роли человека в этом мире; гибкость, мобильность и осмысление собственной деятельности в контексте общечеловеческого опыта.
• Социальная функция определяется высокой значимостью экологического обучения и воспитания для всех членов общества. Экологическое образование может удовлетворять не только интересы личности и потребности общества в специалистах в области природопользования, экологии и экологического образования, но и содействовать обеспечению экологической безопасности населения.
• Кулътуротворческая функция заключается в формировании у учащихся экологической культуры посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей средой. Эта функция ориентирует на многосторонность познания мира на основе присвоения универсальных культурных и экологических ценностей прошлого и настоящего. Она проявляется в осмыслении взаимосвязи человека и природы, в понимании природы как универсальной ценности и как объекта материально-производственной деятельности человека. Данная функция направлена на понимание исторических типов взаимоотношений природы и общества в разные исторические эпохи, осознание необходимости разработки новой парадигмы — перехода общества на модель устойчивого развития.
• Обучающая функция обеспечивает формирование у школьников знаний о закономерностях развития природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах противоречий в системе «природа — общество» и содействует развитию практических умений и навыков по изучению экологических систем.
• Воспитательная функция заключается в формировании у учащихся ценностных отношений к природе, отражающих ее объективную целостность и ценность, обеспечивает условия не только для познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы, но и для развития чувства ответственности за ее сохранение.
• Развивающая функция содействует интеллектуальному развитию учащихся, развитию у них экологического стиля мышления, способностей и потребностей в экологическом образовании, самообразовании и самовоспитании.
Экологическое образование в целом позволяет каждому человеку осознать свое единство с человеческим сообществом и биосферой.