Вопросы и задания. 1. Каковы источники и факторы формирования содержания экологического образования на уровне общего теоретического представления?

1. Каковы источники и факторы формирования содержания экологического образования на уровне общего теоретического представления?

2. Объясните возможные способы реализации содержания экологического образования на уровне учебных предметов.

3. На каком уровне представления содержания экологического образования реализуется творческая деятельность учителя?


4.3. Принципы отбора содержания экологического образования

Содержание экологического образования формируется с учетом педагогических, дидактических и методических принципов. Принципы рассматриваются как исходное теоретическое положение, как элемент нормативной модели содержания образования на общем теоретическом уровне его представления. Из принципов вытекают те или иные требования к отбору и структурированию содержания экологического образования.

Одним из важнейших принципов формирования содержания экологического образования выступает принцип соответствия всех компонентов содержания социальному заказу. Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), где экологическое образование и воспитание определены одним из важнейших принципов государственной экологической политики и сделан акцент на социальной значимости формирования экологической культуры населения. Необходимость воспитания любви к родной природе у подрастающего поколения рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) как один из принципов государственной политики в области образования.

Принцип культуросообразности диктует требования такого построения содержания экологического образования, при котором экологические знания рассматриваются в контексте культуры и ориентированы на многосторонность познания природы с опорой на освоение культурных универсальных ценностей прошлого и настоящего. Экологическое образование с позиций принципа культуросообразности должно обеспечивать вхождение личности в мир культуры, что предполагает включение в учебные программы и учебники экологии материала, содействующего формированию экологической культуры. Важно понимание науки экологии и экологического образования как составных частей культуры. Учащиеся должны осознавать, что знание законов живой природы выступает как необходимая часть культуры современного человека, а экологическими знаниями должен обладать каждый человек независимо от рода своей профессиональной деятельности, поскольку в современном постиндустриальном обществе экология служит основой для оптимальных способов взаимодействия природы и человека.

Принцип системности определяет формирование содержания экологического образования как системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов: гносеологического, деятельностного, творческого, аксиологического. Знания, способы и виды деятельности, ценности, входящие в содержание, связаны между собой и их усвоение как системы содействует достижению целей экологического образования.

Принцип научности предполагает отбор учебной информации, соответствующей современным научным достижениям в экологии, педагогике и методике обучения экологии. Недопустимо включение в содержание экологического образования (на всех уровнях его представления) материала, не прошедшего научную экспертизу, почерпнутого из случайных, не вызывающих доверия источников информации.

Принцип фундаментальности требует введения в содержание наряду с экологическими знаниями и способами экологической деятельности методологических знаний и умений. Методологические знания формируются при ознакомлении учащихся с историей становления и развития экологической науки, ее структурой, общенаучными методами и специальными методами, присущими экологическим исследованиям.

Принцип фундаментальности позволит обеспечить защиту знаний от быстрого морального старения в условиях мощного информационного потока. Фундаментальность содержания экологического образования может содействовать развитию интереса учащихся к научному познанию, исследовательской деятельности, становлению профессиональных интересов, осознанному выбору учащимися своей будущей профессии. Принцип фундаментальности тесно соприкасается с принципом связи теории с практикой. «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория», — в свое время подчеркнул Гексли.

Принцип связи теории с практикой предполагает включение в деятельностный компонент содержания экологического образования различных способов познавательной деятельности и видов практической экологической деятельности, что в свою очередь расширяет тематику лабораторных и практических работ.

Принцип ценностной ориентации знаний определяет необходимость раскрытия не только научной, но и нравственной стороны взаимоотношений человечества с природой, что должно обеспечить усвоение учащимися системы общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности. Усиление ценностной направленности экологического содержания может быть достигнуто благодаря его обогащению эколого-гуманистическими и нравственными идеями. Такими идеями могут быть идеи о ценности жизни, ценности природы, науки и образования, о недопустимости использования результатов научных исследований во вред человечеству и живой природе.

Из принципа практической направленности знаний содержания вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении экологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, о научных открытиях и вкладе ученых в развитие науки, а также знаний о профессиях, связанных с экологией.

Особое значение при отборе содержания экологического образования имеют требования принципа краеведения. Эти требования на уровнях учебного предмета, учебного материала и педагогической действительности ориентирует учителя на изучение объектов, типичных для данной местности и родного края.

В совокупности все названные принципы определяют теоретическую основу отбора содержания экологического образования на всех уровнях его представления: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и содержания на уровне личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: