Тема: Введение знака «Вопрос»

Методическая информация
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий Тип занятия: Урок изучения нового материала
Цели урока/ занятия/ мероприятия
  • познакомить с ситуацией обращения к учителю;
  • формировать умение брать на себя инициативу;
  • способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную.
Результаты урока/ занятия/ мероприятия Предметные результаты (знать, уметь):
  • знать значение карточки «Вопрос»;
  • уметь своевременно использовать знак «Вопрос»;
  • уметь задавать вопрос учителю в случае непонимания чего-то.
Метапредметные результаты (УУД):
  • формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать известное от неизвестного;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • обогатить словарный запас.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с. Знаки «Хор», «Я», знаки «Вопрос» для всех детей, плюшевый мишка, толковый словарь, мяч. Расстановка парт буквой П.
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -авторский - заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания
Вводная Орг. момент 1 минута беседа   Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Внимание ваших светлых глаз. - Проверим, все ли у нас готово к уроку: покажите свои пальчики. Как мы показываем знак «-»? А теперь покажите «+». - Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны? (Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум...) Итак, мы начинаем наш урок. Личностные: · мотивация к деятельности; · возникновение внутренней потребности включения в деятельность.
Подготовка к активному и сознательному усвоению материала 7 минут беседа   Цель: Создать проблемную ситуацию, когда ребенок не знает, как ему реагировать, что побуждает к поиску нового средства общения. Таковым является знак «Вопрос». Необходимые материалы: знаки «Я» и «Хор». Технология проведения: Учитель жестами (знаки «+», «-») оценивает работу учеников. Примечание: Когда задается вопрос без указания формы ответы, часть детей отвечают импульсивно, часть поднимают руку. - Ребята, я буду вам задавать вопросы, показывая, как отвечать - хором или по одному, подняв предварительно руку. А вы будьте внимательны! - Кто сегодня не хотел идти в школу? («Я») Петя, почему ты не хотел идти в школу? А ты? - А кто с удовольствием пришел в школу? («Хор») - Кто с тобой сегодня первым поздоровался? («Я») - Какое дерево мы наряжаем к Новому году? («Хор») - У кого дома живет собака? («Я») Как ее зовут? А твою? - Кто кукарекает по утрам? («Хор») - Как звали курочку, которая снесла золотое яичко? («Хор») - Где живет Карлсон? (Учитель задает новый вопрос без указания формы ответа). - Кому показать знак «+»? Оле за то, что она подняла руку и ждет, или Тане за то, что она сразу сообразила и назвала правильный ответ? Мнения разделились. Ребята, а что вы делаете дома, если чего-то не знаете? (Спрашиваем у родителей). - Что же делать в школе, когда непонятно, как надо действовать? (Спрашивать). - Верно. Причем в школе, чтобы никому не мешать, спрашивают без слов. Познавательные:
  • формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного.
Знаково-символические: · понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними. Регулятивные:
  • формирование умений определять и формулировать цель урока.
Основная Усвоение новых знаний 9 минут Игра «Все ли слова мне понятны?» Заимствованный, но измененный Цели: введение знака «Вопрос» формирование возможности самому обращаться к учителю. Освоение нового средства взаимодействия и сотрудничества. Обогащать словарный запас детей. Предварительная подготовка: заготовить знаки «Вопрос» на каждого ученика. Необходимые материалы: плюшевый мишка, толковый словарь. Технология проведения: все иностранные слова произносятся с соответствующим акцентом. Примечание: Когда учитель берет словарь, открывает и читает любое слово. Слова в конспекте приведены просто для примера. Если ребенок никак не реагирует на это слово, учитель обращается лично к нему, знает ли он это слово. - К нам в гости пришел плюшевый мишка, чтобы поделиться секретом, как ему удалось выучить так много языков. Он много путешествовал и носил с собой знак «Вопрос». Если он слышал незнакомое слово – поднимал знак «Вопрос» и ему объясняли. В подарок вам он принес много таких знаков. Он нужен будет вам каждый день, и все время должен быть в портфеле. Здравствуйте, детишки! Я – добрый мишка. Но со всеми иногда Раз случается беда. Заболела голова, Перепутались слова. Словно вовсе я отвык Слов определять язык. То ли польский, то ли русский, Иль английский, иль французский… - Ребята, давайте поможем мишке навести в голове порядок. Если я скажу русское слово – поднимайте руку. Мишка поймет, что вы знаете это слово. А если я скажу нерусское слово, поднимайте знак «Вопрос», так мишка поймет, что вы его не понимаете, а значит слово иностранное. Малина, Society, Assiette, Портфель, Макароны, Earing, Книга, Glass. Ох, спасибо! Как я рад! Вы, ребята, просто клад! Коммуникативные: · проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Логические: · формирование умения обобщать и делать выводы. Познавательные: · формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать известное от неизвестного. Регулятивные:
  • умение действовать по заданному учителем алгоритму.
            - Русский язык очень богат. И даже, если нам кажется, что мы знаем русский язык, найдутся слова, с которыми мы не знакомы. Но мы можем спросить о них у друзей и выучить. Сейчас поучимся спрашивать друг у друга. У меня в руках толковый словарь, где объясняется значение слов. Я назову вам любое слово из словаря: кто знает это слово – поднимает руку, а кто не знает – спрашивает, поднимая знак вопроса. - Кувалда. Знаете это слово? Катя, ты знаешь слово «Кувалда»? Тогда подними руку — покажи мне: я знаю. Ты не знаешь? Подними знак вопроса — покажи мне: я хочу узнать. Я буду рада и тому и другому. - Астрономия. Валя, кому ты хочешь задать вопрос? Лена знает, спроси у нее. Как ты спросишь? (Что такое астрономия?) - Примула. Смотрите, весь класс поднял знак «Вопрос». А тогда к кому обращен ваш вопрос? (к учителю) - Верно. Примула – это … - Давайте сформулируем вывод: что же надо делать, если ты чего-то не знаешь или не понял. (нужно спрашивать, подняв знак «Вопрос»)  
  Подведение итогов 3 минуты беседа   Цель: Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу - Подведем некоторые итоги: какие знаки у нас теперь есть для реакции на мои вопросы, слова? («Я») - А что означает, если ученик не показывает в ответ никакого знака? («Я») - Да, значит, он не участвует в общей беседе. - Как вы думаете, много ли мы не знаем об окружающем мире? («Я») - Тогда для чего нам нужен знак «Вопрос»? («Я») - Как вы думаете, а когда я могу использовать знак «Вопрос»? («Я») - Верно, я могу показать знак вопроса, если не поняла, что ученик имел в виду. Знаково-символические:
  • Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
Общеучебные:
  • построение речевых высказываний в устной форме
Заключительная Рефлексия 8 минут беседа   Цель: самоанализ и самооценка деятельности ребенка на уроке. Технология проведения: необходимо спросить каждого ученика. - Кто считает, что задавать вопросы на уроке очень важно? Почему? («Я») - Кому трудно было задавать вопросы? («Я») - Что на уроке больше всего понравилось? («Я») Коммуникативные: · Формулировать свои затруднения Личностные: · Способность к самооценке. Знаково-символические: · Понимание поступающих сигналов и выполнение действий в соответствии с ними.
                           

Тема: Я хочу задать вопрос учителю!

Методическая информация
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, вид) Тип занятия: Изучение нового материала
Цель урока/ занятия/ мероприятия Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать
Результаты урока/ занятия/ мероприятия Предметные результаты (знать, уметь):
  • Знать что такое «вопрос»
  • Знать как обращаться к учителю с вопросом
  • Уметь задавать учителю вопрос с точным содержанием
  • Уметь правильно формулировать вопрос
Уметь правильно ответить на вопрос
Метапредметные результаты (УУД): Метапредметные результаты (УУД): Познавательные:
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия
Регулятивные:
  • осуществление контроля высказываний, самооценка
Коммуникативные:
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, оценивание усваиваемого содержания
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара; 2010. – 224с. Оборудование для учителя и для учеников: чертежи двух домов на доске, дом из конструктора «Лего», листы «в клетку» для построения (рисунка) домов учащимися, заготовки рисунков домов для несправившихся с заданием учеников, образ (фигурка) разведчика, карточки со знаком «?» для каждого ученика (они у учеников должны уже быть), желтые карандаши Оформление класса (расстановка парт…) и оформление доски: Расстановка парт буквой П, на доске чертежи двух домов; на столе у учителя дом из конструктора «Лего»
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия  
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -авторский - заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания  
Вводная Организационный этап 2 мин Приветствие Авторское Цель: настроить детей на урок В начале урока учитель читает детям стихотворение: Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.    
  Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала 7 мин Рассказ учителя (создание проблемной ситуации) Заимствованный, но адаптированный Цель: привлечь внимание детей Необходимые материалы: дом из конструктора лего (приложение№1) (от его имени ведется рассказ про дом), приложение №2 Проведение: Учитель рассказывает историю, дети внимательно слушают, затем по инструкции выполняют чертеж домиков (приложение №2) Примечание: учитель следит за правильностью выполнения задания Варианты проведения:можно записать рассказ и включить аудиозапись «Рассказ про дом от имени дома» Говорят, что дома бывают разные. Многоквартирные высотки и одноэтажные домики, красивые дворцы и простые, с виду невзрачные, строения. Я же обычный, трехэтажный дом. У меня даже лифта нет. “Работа” у домов тоже разная – в некоторых люди работают и учатся, другие используют под магазины. Мне же досталась самая важная – во мне живут люди. Кто же мои родители? Трудно всех перечислить. Это и архитектор, который придумал и нарисовал меня на бумаге. И инженеры, которые сделали меня прочным и крепким. И строители, возводившие меня по кирпичику. Все эти люди вложили в меня свой труд и частичку души. И вот, наконец, меня достроили. Я покрашен и побелен, с чистыми светлыми окнами и блестящей на солнце крышей. В моём дворе играют дети и гуляют взрослые. Вокруг меня есть клумбы и цветники. Деревья закрывают меня от жаркого полуденного солнца. Каждый день я провожаю своих жильцов на работу и учёбу, а потом жду с нетерпением их возвращения. Иногда, мои жильцы уезжают и я тоскую по ним. Но на их место всегда приезжают новые люди. И я с радостью даю им домашнее тепло и уют. Личностные: - проявление внимательности Регулятивные: - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона Познавательные: - развивать умение действовать по инструкции - ориентироваться в предложенных чертежах  
            Сейчас вы будете строителями и нарисуете по предложенному архитектором чертежу (чертеж на доске, приложение №2) два домика, трехэтажный и двухэтажный. Индивидуальная графическая работа: детям дается задание построить (нарисовать) домики по чертежу, который выполнен на доске.    
Основная Усвоение новых знаний 9 мин Игра «Разведчик» Заимствованный Цели: подвести детей к необходимости задавать вопрос для уточнения информации Необходимые материалы: разведчик (приложение №3), карточки со знаком «?» (приложение №4) Технология проведения: учитель рассказывает, что каждый ученик нарисовал два дома; на схеме отмечает несколько вариантов решения; помогает детям сформулировать два вопроса Примечание: учитель контролирует и корректирует выполнение задания; учитель фиксирует разные мнения групп и не выясняет, кто прав, обсуждается только одно: почему получилось по-разному? Дети разбиваются на тройки (объединяются сидящие рядом). Рисуют. Учитель рассказывает, что каждый ученик нарисовал два дома – большой и маленький – так, как они выглядят с улицы. Вход в один из домов – с улицы, в другой – со двора. По улице идет разведчик. (приложение №3). Он получил указания, как найти связного. Разведчик помнит указания наизусть и повторяет в уме: желтый свет будет гореть в крайнем левом окне второго этажа. «Каждая группа должна определить, куда пойдет разведчик, поставить желтый карандаш на то окно, где горит желтый свет. Если ваши мнения не совпадут, решите сами, что вам делать: ссориться или спорить?». (Выполняя это задание, дети должны обнаружить недостаточность исходных условий, поскольку на рисунке не обозначены двери в дома, остается неясным, где правое, а где левое окно. Соответственно обозначить окно, где горит желтый свет, невозможно. Следовательно, дети должны договориться, где находится вход) Регулятивные: - выполнение деятельности строго по инструкции - саморегуляция, как способ к мобилизации сил и энергии,к волевому усилию и преодолению препятствий Личностные: - проявление внимательности Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач  
            Учитель проходит по классу и на схеме отмечает несколько вариантов решения. Но связной может быть лишь в одном месте. И разведчик должен действовать наверняка, иначе он провалится. Что делать, если нет уверенности? Надо запросить Центр, попросить уточнить информацию. Какие вопросы необходимо задать сегодня в сеансе ночной связи? Учитель помогает детям сформулировать два вопроса: 1) Где расположен вход в маленьком доме и где в большом – в левой или правой его части? 2) Крайнее левое окно второго этажа большого дома или маленького? Спрашивает, что нужно делать, если в следующий раз задание снова будет нечетким. (Поднять знак вопроса (приложение №4) и ждать разъяснений учителя) Учитель предлагает детям еще 2-3 недостаточно четких задания. Если группа поднимает знак вопроса, учитель отвечает только этой группе и только на тот вопрос, который задают дети. Тип заданий: найти левое верхнее у того дома, где вход расположен справа; найти крайнее правое окно у маленького дома – у того самого, где вход со двора; найти среднее окно нижнего этажа большого дома. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками (определение способов взаимодействия) - разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфтикта, принятия рещения и его реализация  
            Каждый раз учитель фиксирует разные мнения групп и не выясняет, кто прав. Обсуждается только одно: почему получилось по-разному? (Потому что действовали наугад, не спрашивали точной информации) управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  
  Проверка понимания учащимися нового материала 7 мин Игра «Угадай, о чем спросили» Заимствованный Цели: закрепить умение задавать вопросы учителю Проведение: учитель говорит короткую фразу, задача детей – придумать к ней вопросы и озвучить их учителю После того, как прозвучал первый вопрос, учитель спрашивает детей – «А как еще можно спросить?». Примечание: Учитель вспоминает с детьми правило поднятой руки и знак «Я» учитель следит за ответами детей Проводится игра «Угадай, о чем спросили». Учитель озвучивает фразу «Я люблю спорт» и ставит перед детьми задачу – придумать возможные подходящие вопросы, ответом на которые, будет эта фраза. Один из учеников задает свой вопрос – «Вы любите заниматься спортом?». Вариант первого вопроса, который задаст ученик, может быть любым. Поэтому, после того, как прозвучал первый вопрос, учитель спрашивает детей – «А как еще можно спросить?». Ученики придумывают другие вопросы и задают их. («Что вы любите?, «Любите ли вы спорт?») После того, как все вопросы к фразе «Я люблю спорт» заданы, учитель озвучивает следующую фразу «Совы охотятся ночью». Ученики снова задают возможные вопросы: «Кто охотится ночью?», «Что делают ночью совы?», «Когда охотятся совы?», «В какое время суток охотятся совы?». Примерные фразы, к которым учащиеся могут задавать вопросы: «Ребята отправились в поход», «Мама приготовила обед» и др. Регулятивные: - выполнение деятельности строго по инструкции - учитывать установленные правила, планирование, контроль и способы решения Личностные: - проявление внимательности Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности - доказательство  
      Задание с недостающими данными Авторский Цели: применить умение задавать вопросы учителю в новой (учебной) ситуации Проведение: Учитель предлагает учащимся открыть Азбуку и рассмотреть иллюстрацию. При этом не уточняется, на какой странице открыть учебник и какую именно иллюстрацию следует рассмотреть. У учеников возникает ряд вопросов, которые они задают учителю Примечание: Учитель вспоминает с детьми правило поднятой руки и знак «Я», учитель следит за ответами детей, если вопросов мало, то спрашивает, а какие еще вопросы можно задать при работе с данной картинкой Далее следует задание с недостающими данными на формулировку ряда вопросов. Учитель предлагает учащимся открыть Азбуку и рассмотреть иллюстрацию. При этом не уточняется, на какой странице открыть учебник и какую именно иллюстрацию следует рассмотреть. У учеников формируется ряд вопросов, которые они задают учителю: - На какой странице открыть Азбуку? - Какую иллюстрацию рассмотреть? Учитель спрашивает, а какие еще вопросы можно задать при работе с данной картинкой? (В какой части страницы она находится? Что изображено на картинке? И др.) Учитель предлагает учащимся рассмотреть следующую иллюстрацию, при этом снова не уточняется на какой странице и какую картинку нужно рассмотреть. Ученики формулируют вопросы и задают их учителю: - На какой странице необходимо рассмотреть картинку? - Какую картинку нужно рассмотреть? Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками (определение способов взаимодействия) - разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфтикта, принятия рещения и его реализация - управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  
Заключительная Подведение итогов 3 мин Вопросы учителя об уроке Авторский Цель: подвести детей к формулировке итогов урока Что нового мы узнали? Что было самым интересным? Что было трудным? Чему научились во время урока? Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме Регулятивные: - внесение необходимых дополнений и коррективов - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Личностные: - способность к самооценке  
  Рефлексия 7 мин Самооценка деятельности на уроке Авторский Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия Сейчас каждый из вас оценит свою деятельность на уроке. Критерии оценки: «сегодня было всё понятно» - нарисуй солнышко над домиками (каждый ученик рисует на своем листе с графической работой), а если «сегодня я ничего не понял» - нарисуй тучку и дождик. Каждый ученик объясняет свой выбор. Личностные: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: