Тема: «Звук и буква С (продолжение)»
Цели:
1. Закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях.
2. Обучать звуко-слоговому анализу и синтезу.
3. Обучать чтению и письму.
4. Развивать внимание, память, графические навыки, мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, карточки для чтения, схемы звуко-слогового анализа, кассы букв, тетради логопедических заданий, красные и синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит: «Слушай и запоминай, и красиво называй:
- все слова со слогом СА: полоса, коса, оса (колбаса, роса, лиса);
- все слова со слогом СО: Соня, сода, колесо (соты, сокол, колесо);
- все слова со слогом СЫ: косы, бусы и весы (осы, лисы и носы);
- все слова со слогом СУ: отнесу, несу, пасу».
И т.д.
3.Игра «Отгадай-ка»
· В реке, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом.)
· Не моторы, а гудят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. (Осы.)
· Много у пчелы работы, она в улье строит... (соты).
После отгадывания загадок выставить на наборное полотно соответствующие предметные картинки.
4.Игра «Составь схему».
Провести с детьми полный звуко-слоговой анализ слов: сом, осы, усы, соты и выложить их звуко-слоговые схемы.
Определить в каждом слове количество гласных звуков и слогов и повторить правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
5.Работа с кассами букв.
Предложить детям по результатам звуко-слогового анализа выложить в кассах слова: сом, осы, усы, соты.
6.Физкультминутка (см. занятие 29).
7.Упражнение «Посмотри и прочитай» (см. задание на дом 31).
Попросить детей прочитать предложения, обратив внимание, с какой буквы написано первое слово, какой знак стоит в конце.
- Запомните! Первое слово в предложении пишут с большой буквы, в конце предложения ставят точку.
8.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей написать в тетрадях предложения (по образцу): «Это осы. У ос соты».
9.Итог занятия.
На дом: задание 31.
Занятие 32
Тема: «Звук и буква С (продолжение)»
Цели:
1. Закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях.
2. Познакомить с правилом написания имен собственных.
3. Обучать чтению и письму.
4. Развивать внимание, память, графические навыки, мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, в том числе с изображением детей (см. задание на дом 32), карточки для чтения, тетради логопедических заданий, тетради в широкую линейку, красные и синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Попросить детей назвать свое имя и сесть на место.
2.Игра «Отгадай имя».
Выставить на наборное полотно картинку с изображением мальчика. Под ней поставить картинки: сапоги, экскаватор, малина. Предложить по первым звукам этих слов отгадать имя мальчика. (Сэм.) После выполнения задания под картинкой выставить карточку с предложением «Это Сэм». Дети читают написанное и отвечают на вопрос:
- Почему слово «Это» написано с большой буквы?
Обратить внимание детей, что слово «Сэм» тоже написано с большой буквы, так как это имя мальчика. Аналогично отгадать имена Том, Тома, Эмма.
- Вывод: имена людей пишут с большой буквы.
3.Работа в тетради логопедических заданий.
Рассмотреть картинки с изображением детей. Предложить прочитать подписи и ответить на вопросы:
- Что у Сэма?
- Что у Тома?
- Что у Томы?
- Что у Эммы?
Попросить прочитать предложение «У Томы суп» (см. п. 3), задать вопросы:
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое (второе, третье) слово?
- С какой буквы написано каждое слово? Почему?
- Какой знак стоит в конце пред ложения?
Так же разобрать остальные предложения.
4.Физкультминутка (см. занятие 29).
5.Пальчиковая гимнастика: 2—3 упражнения по выбору логопеда.
6.Упражнение «Напиши по образцу».
Предложить дошкольникам написать в тетрадях в широкую линейку имена детей по образцу на доске. А затем списать самостоятельно с доски предложение «У Томы суп».
7.Итог занятия.
На дом: задание 32.