Тема: «Дифференциация „3"-„3ь"»
Цели:
Учить дифференцировать звуки «3»—«Зь» в устной речи на письме.
Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, портреты королей и изображения их замков, маркеры согласных звонких звуков - твердого и мягкого, карточки с обозначением позиции звуков в начале и середине слова, схемы звуко-слогового анализа, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятая
1.Организационный момент.
— Садится на место тот, кто назовет слово со звуком «3» илй «3ь».
2.Упражнение «Звуки „3"-„3ь"».
На доске два портрета королей и изображения Синего и Зеленого мков.
Вспомнить, как зовут королей.
Предложить определить, в каком королевстве живет звук «3», а в сом — «Зь». Почему?
Выставить маркеры звуков около соответствующих замков.
3.Упражнение «Подумай и ответь».
Напомнить детям, что жители королевств ходили друг к другу в гости, но, попадая в чужое королевство, они подчинялись его законам.
—В королевстве, которым управлял Твердыш, все звучало твердо, а у Мякиша — мягко.
—В королевстве Твердыша мы слышим «ЗЫ», а что мы услышим в королевстве Мякиша? («ЗИ».) И т.д.
4.Упражнение «Найди дом».
У детей предметные картинки.
—В королевствах много домов, в которых живут слова. Есть дома, в которых живут слова, начинающиеся со звука «3» или «Зь». А есть дома для слов со звуками «3» илй «Зь» в середине. На картинки посмотрите, нужный дом для слов найдите!
Дети по очереди выходят к доске, называют свою картинку и ставят ее в нужное королевство и в соответствующий «дом».
5.Физкультминутка.
Дети произносят слоги со звуками «3» и «Зь», выполняя наклоны, повороты, приседания и другие движения.
6.Упражнение «Составь предложение».
Попросить детей составить предложения из слов:
· Зина, зубы.
· Захар, Тузик, тазик.
· Лиза, зонт, магазин.
· Зоя, зоопарк, зебра, обезьяна.
7.Упражнение «Помоги Незнайке».
Знайка произносит слова:
—Мимоза.
—Газета.
—Магазин.
Незнайка повторяет их вот так:
—Момиза.
—Тазега.
—Гамазин.
—Какие слова хотел сказать Незнайка?
После разгадывания слов попросить детей определить, в каких словах слышится звук «3», а в каких — «Зь».
8. Итог занятия.
На дом: задание 49.