Тема: «Звук „Ль" (знакомство)»
Цели:
1. Закрепить правильное произношение звука «Ль» в слогах, словах, предложениях.
2. Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук».
3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
4. Учить выделять ударные слоги.
5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры согласных звуков — твердого (мягкого), звонкого (глухого), звуко-слоговые схемы слов, кассы букв, тетради в узкую линейку, разноцветные ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Поочередно предлагать детям ответить на вопросы: «Кто детеныш (детеныши) у оленя (лисы, коровы, осла, белки)?» Ответивший занимает свое место.
2.Упражнение «Послушай, подумай и ответь».
Попросить детей прослушать рассказ и определить, какой звук чаще всего слышится в словах. Логопед выделяет звук голосом и по мере называния слов со звуком «Ль» выставляет предметные картинки.
|
|
В одном лесу поселился маленький бельчонок. Он очень любил лепить из глины. Сядет под ель и лепит. Бельчонок мог слепить колесо, лимон, апельсин, льва, пальму, лягушонка, теленка. Когда в гостях у бельчонка бывали лисенок, олененок и осленок, то любовались лепкой бельчонка. Они восхищались глиняными изделиями и дали бельчонку медаль.
3.Упражнение «Звук Ль"».
Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию.
Выставить все маркеры согласных звуков, попросить детей выбрать маркер для звука «Ль» и доказать, что выбор сделан правильно.
4.Упражнение «Повтори, не ошибись».
Попросить детей произнести ряды слогов, меняя ударение (жирным шрифтом выделен ударный слог): ля -ля-ля; ля- ля -ля; ля-ля- ля. И т.д.
5.Упражнение «Где звук?».
Логопед по выставленным картинкам (п. 2) предлагает детям поочередно произносить слова и определять, где слышится звук «Ль».
6.Упражнение «Фиолетовый ливень».
—Однажды над лесом прошел волшебный, сильный фиолетовый ливень — и все в лесу стало фиолетовым.
Дети произносят слова по выставленным картинкам со словом- признаком «фиолетовый».
—Закончился ливень, выглянуло солнышко - и все стало опять таким, как было.
7.Физкультминутка.
Дети произносят текст, выполняя движения:
Белые лебеди по небу летели,
По небу летели и на воду сели.
Сели, посидели - снова полетели.
Повторить 2-3 раза.
8.Упражнение «Составь схему».
Выставить на наборное полотно картинки: липа, малина. Предложить составить схемы этих слов.
9.Работа с кассой букв.
Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.
|
|
10.Работа в тетради.
Предложить детям в тетрадях в узкую линейку написать слова: липа, малина. Определить ударный слог и поставить ударение.
Выставить картинки: девочка, буква У, липа. Попросить детей составить предложение и записать его после анализа. (Алина у липы.)
Так же разобрать и записать предложение: «У Алины малина».
11.Итог занятия.
На дом: задание 67.