По оценке мировых финансовых институтов, в России ежегодно отмывается до 100 млрд. долл., а объем теневой экономики превышает 40 % валового внутреннего продукта. Об этом сообщил заместитель генерального секретаря ООН Пино Арлакки на международной конференции в Санкт-Петербурге по проблемам борьбы с теневой экономикой и легализацией доходов, полученных незаконным путем1.
По данным МВД РФ, в 1990—1991 гг. в теневой экономике производилось от 10 до 11 % ВВП, в 1993 г. - 27, в 1994 г. - 39, в 1995 г. — 45, в 1996 г. — 46. С теневой экономикой связана деятельность 58—60 млн. чел.2 Данные Госкомстата значительно ниже: 1992-1994 гг. — 9-10 %, 1995 г. - 20 %, 1996 г. - 23 %. По данным Госкомстата на май 2002 г., в теневом секторе экономики было занято 15,4% от общей численности работающих.
В эпоху «перестройки» (1985—1990 гг.) считалось, что теневая экономика является порождением командно-административной системы и что с переходом к рынку она исчезнет сама собой. Однако все произошло с точностью до наоборот.
1.Материалы международной конференции «Теневая экономика и легализация доходов, полученных незаконным путем», организованной Правительством РФ и УКНПП (Управлением Организации Объединенных Наций по контролю за наркотиками и предупреждению преступности) и состоявшейся в Санкт-Петербурге 5—6 июня 2001 г.
|
|
2Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. — 1998. — № 10. — С. 59.
3.Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. – 1996. - №1.
Страна | |||||||
Азербайджан | 12,0 | 21.9 | 22,7 | 39,2 | 51,2 | 58,0 | 60,6 |
Беларусь | 12,0 | 15,4 | 16,6 | 13,2 | 11,0 | 18,9 | 19,3 |
Болгария | 22,8 | 25,1 | 23,9 | 25,0 | 29,9 | 29,1 | 36.2 |
Венгрия | 27,0 | 28,0 | 32,9 | 30,6 | 28,5 | 27,7 | 29,0 |
Грузия | 12,0 | 24,9 | 36,0 | 52,3 | 61,0 | 63,5 | 62,6 |
Казахстан | 12,0 | 17,0 | 19,7 | 24,9 | 27,2 | 34,1 | 34,3 |
Латвия | 12,0 | 12,8 | 19,0 | 34,3 | 31,0 | 34,2 | 35,3 |
Литва | 12,0 | 11,3 | 21,8 | 39,2 | 31,7 | 28,7 | 21,6 |
Молдова | 12,0 | 18,1 | 27,1 | 37,3 | 34,0 | 39,7 | 35,7 |
Польша | 15,7 | 19,6 | 23,5 | 19,7 | 18,5 | 15,2 | 12.6 |
Россия | 12,0 | 14,7 | 23,5 | 32,8 | 36,7 | 40.3 | 41,6 |
Румыния | 22,3 | 13,7 | 15,7 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Словакия | 6.0 | 7.7 | 15,1 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Узбекистан | 12,0 | 11,4 | 7,8 | 11.7 | 10,1 | 9,5 | 6.5 |
Украина | 12,0 | 16,3 | 25,6 | 33,6 | 38,0 | 45,7 | 48,9 |
Чехия | 6,0 | 6,7 | 12,9 | 16,9 | 16,9 | 17,9 | 11,3 |
Эстония | 12,0 | 19,9 | 26,2 | 25,4 | 24.1 | 25,1 | 11|8__ |
WWmiovjfy\roiHv Yrsrobvg
В процессе неуправляемой реструктуризации народного хозяйства и спонтанной приватизации наблюдался значительный рост хищений и воровства. Государственные чиновники «приватизировали» крупнейшие и наиболее прибыльные предприятия, сырье и материалы; директора предприятий — сырье и оборудование; рабочие — детали и инструменты; владельцы инвестиционных компаний — деньги у населения и т.д. Бюрократия наглядно демонстрировала феномен рентоориентированного поведения.
|
|
На тесную связь теневой экономики и коррупции указывают И.Клямкин и JI. Тимофеев. По их мнению, «главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции» (см. также главу 10)'. Авторы подчеркивают, что «подпольная экономика» в ее современном отечественном варианте не только не противостоит экономике «формальной», но и тесно интегрирована в нее. Иначе говоря, в основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот2. Теневая экономика в России, таким образом, выступает как приватизированное государство, или, по выражению И. Клямкина и Л. Тимофеева, теневое «парагосударство». В этом «парагосударстве» функции, которые, в принципе, должны быть исключены из рыночного оборота (например, суд, армия, законотворчество и др.), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.
С началом рыночных реформ, если за точку отсчета принять либерализацию цен в январе 1992 г., появились новые стимулы для развития теневой и неформальной экономики:
- неспособность государства выполнять свои функции;
- нарушение «status quo» в обществе (проблема «безбилетника»);
- ослабление системы наказания;
- развал системы правовых институтов;
- рост коррупции;
- распространение неформальных отношений и т.д.
1.Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. — М.: РГГУ, 2000. — С. 11.
2.Там же. —C.II.
Одной из важнейших черт переходной экономики явилась институционализация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.