Среди основных, однако взаимосвязанных причин существования теневой экономики следует выделить следующие:
• высокие трансакционные издержки легального бизнеса;
• отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
•подчиненис системы государственных институтов определенной группе интересов.
В целом эти факторы определяют величину трансакционных издержек отдельных экономических агентов и влияют на выбор степени легализации их деятельности.
8.7.1. Высокие трансакционные издержки легального бизнеса
Высокие трансакционные издержки легального бизнеса являются одной из основных институциональных причин сушествования нелегального сектора. В данном контексте интересно рассмотреть подход перуанского экономиста Э. де Сото, который по сути можно назвать трансакционным, поскольку основой выбора участия в легальной или нелегальной деятельности служат издержки обмена.
По мнению Э. де Сото, теневая1 экономика — это «прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности (трансакционные издержки) превышают выгоды от достижения своих целей» 1.
|
|
Высокие трансакционные издержки влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с теневым бизнесом. Участники теневого сектора не платят налогов и на соблюдение установленных законов и нормативов, что дает им «неоправданные» конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально.
1 Несмотря на то, что Э. де Сото не проводит разграничения между теневой и неформальной экономикой, его подход применим для анализа обеих сфер.
К трансакционным издержкам в данном случае относятся затраты, связанные с организацией легальной предпринимательской деятельности, а именно:
- получение лицензии на предпринимательскую деятельность;
- покупку права на владение или аренду земли;
- знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;
- получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;
- получение кредита;
- подключение к электросети и телефонной станции, дальнейшее использование этих услуг;
- оплата налогов;
- система контроля за выполнением условий договоров и т.д.
Ключевым фактором, определяющим трансакционные издержки в каждой отдельной стране, является правовая система, то есть «правила игры», которые регулируют экономическую деятельность. Эффективная правовая система дает предпринимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов. Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдения обременительных требований и нормативов, заставляет его обращаться в эффективные, коррумпированные учреждения и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает трансакционные издержки, плохо стимулирует предпринимателей к соблюдению установленных правил и препятствует их вовлечению в экономическую деятельность.
|
|
1.Э. де Сото. Иной пуп»: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N. Y., 1989.) - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.
У предпринимателей со средними доходами, не имеющих политической поддержки, просто нет достаточного количества ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостояших законов и требований, включая приобретение законных прав собственности, получение разрешения на предпринимательскую деятельность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности.
Предприниматели, работающие в теневом секторе («теневики») не только занимаются различными видами деятельности, но и в разной степени либо обходят, либо частично соблюдают правила, требования и законы. Для включения в официальную экономическую деятельность требуется: 1) зарегистрировать свое предприятие и 2) затем соблюдать установленные требования (по налогам, найму рабочей силы и т.д.). Предприниматели анализируют ситуацию и решают, какие правила они будут соблюдать, какие — нет, исходя из возможных расходов и прибыли, связанных с нарушением закона. Так, например, если процесс получения лицензии на предпринимательскую деятельность достаточно прост, не требует больших затрат, строго контролируется и обеспечивает возможность пользоваться государственными услугами, большинство предпринимателей, скорее всего, зарегистрируется. Если соблюдение правил безопасности и требований по бухгалтерскому учету приводит к обременительным расходам, плохо контролируется и приносит мало пользы, предприниматели, вероятнее всего, не будут соблюдать эти правила.
Руководимый Э. де Сото Институт свободы и демократии в г. Лиме провел ряд экономических экспериментов для выяснения «цены законности» в Перу — тех затрат, которые вынуждены нести лица, желающие заняться обычным легальным бизнесом'. 'Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N.Y., 1989.) – M.: Catallaxy, 1995. – c.25
Как правило в развивающихся странах существующая правовая система жестко требует чтобы частные компании соблюдали обременительные правила и нормативы, но при этом сама не способствует соблюдению законов со стороны предпринимателей, не выполняет возложенные на нее функции, например, государственные и коммунальные услуги за умеренную плату. Поэтому предприниматели «средней руки,» просто не имеют средств для того чтобы официально зарегистрироваться и продолжать работать легально, и уходят в тень из-за невозможности соблюдать установленные требования а не потому что хотят обойти закон или получить перед конкурентами преимущество.
Будучи исключенными из системы, позволяющей обогащаться законными путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не требующими больших капиталовложений видами деятельности либо вообще не занимаются бизнесом. Это значительно тормозит экономическое развитие страны, препятствуя широкому вовлечению населения в политическую и экономическую жизнь государства. Таким образом, высокие затраты, связанные с организацией легального бизнеса, представляют своего рода «опасность» для укрепления демократии и осуществления экономических реформ.
|
|
Подобная ситуация характерна для стран как с развивающейся, так и с переходной экономикой, где высокие трансакционные издержки ведения легального бизнеса приводят к расширению теневого сектора.
8.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
Одним из важнейших прав, определяющих успех стран с рыночной экономикой, является эффективная система получения и защиты прав собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, способствующие формированию стимулов для предпринимательской активности и обеспечивающие исполнение трансакций с наименьшими издержками.
Р. Коуз1 указывает на то, что отсутствие хорошо спланированных, экономически эффективных, стабильно работающих институтов, защищающих права собственности и договорные отношения, заставляет предпринимателей сокращать затраты и снижать уровень риска путем вертикальной интеграции. Это ограничивает свободу действий частных компаний и «глушит сигнальные механизмы рынка». Более того, отсутствие таких институтов препятствует децентрализации и специализации компаний, не позволяет им заключать договоры с конкурентоспособными поставщиками, предлагать умеренные страховые взносы и привлекать инвесторов — как иностранных, так и отечественных. Это также затрудняет использование современных новаторских подходов к комбинированию активов, например, создание корпораций или гибких акционерных структур типа обмена долговых обязательств на акции, либо участие в долгосрочных инвестициях или контрактах, необходимых для экономии, обусловленной ростом объема производства. В результате национальные экономики не получают достаточных средств для того, чтобы выдержать конкуренцию на мировой арене.
Высокие трансакционные издержки функционирования экономической системы и крупный теневой сектор приводят к разбазариванию экономического потенциала и ресурсов. Наличие серьезных препятствий к получению прав частной собственности приводит к тому, что многие предприниматели имеют незарегистрированные активы — то, что Э. де Сото называет «мертвым капиталом». По его расчетам', бедные слои населения в странах «третьего мира» и бывших коммунистических странах владеют незарегистрированным имуществом на сумму не менее 9,3 трлн. долл. Этот капитал лежит мертвым грузом, потому что лица, качестве «продуктивных экономических средств», например, в качестве залога для получения кредита, необходимого для того, чтобы открыть или расширить дело. Именно поэтому предприниматели теневого сектора не могут получить кредиты у официальных кредитно-финансовых институтов под умеренный ссудный процент, что лишает их крайне необходимых ресурсов. Отсутствие надежной, доступной и официальной системы защиты прав частной собственности лишает представителей теневого бизнеса возможности разделять и продавать часть своих активов (например, в форме паев) или изменять структуру активов для мобилизации дополнительных капиталов. Кроме того, отсутствие у них таких прав лишает их заинтересованности в обучении персонала, автоматизации, компьютеризации и т.д., то есть в осуществлении крупных долгосрочных капиталовложений и, соответственно, получении прибыли от специализации и экономии, обусловленной масштабом производства. В дополнение ко всему невозможность контроля над выполнением условий договоров заставляет предпринимателей, работающих в теневом секторе, иметь дело только с известными им партнерами или требовать предоплаты. В результате предприниматели теневого сектора склонны заниматься операциями, дающими низкий прирост объема производства. Таким образом, в долгосрочном периоде существует отрицательная зависимость между величиной теневого сектора темпами экономического развития страны.
|
|
1.Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N. Y., 1989). - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.; Э. де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. — М.: Олимп-бизнес, 2001. — С. 40-44.
8.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
Система государственных институтов — правила и нормативы, которые регламентируют экономическую деятельность, определяет величину трансакционных издержек, стимулы и препятствия для соблюдения установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих ограничений. Зачастую группы или отдельные лица заинтересованы в создании такой системы институтов, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны1.
Данная проблема получила развитие в теории прав собственности на основе групповых интересов2. В этой теории фундаментальные социальные и политические институты общества выступают как заданные, и ставится задача объяснения схемы прав собственности в различных отраслях в терминах взаимодействия между группами, преследующими свои особые интересы на политическом рынке. Сформированные таким образом права собственности приводят к чистым потерям общественного благосостояния и обычно трактуются в терминах трансакционных издержек, проблемы «безбилетника», рационального игнорирования и асимметрии информации3.
Несмотря на огромное число данных, свидетельствующих о том, что такая система не может быть устойчивой и продуктивной в течение длительного времени, история показывает, что те, кто смог нажиться за ее счет или приспособиться к ней, а также те, кто вложил большие средства в такую систему, кровно заинтересованы в ней и часто даже имеют ресурсы для поддержки этой системы в течение достаточно продолжительного времени.
1.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — С. 23.
2Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — M.: ДЕЛО, 2001. —С. 295.
3.Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995. — С. 135.
Авторитарные режимы и страны с экономикой централизованного планирования, а также «кумовской» капитализм1, развившийся в ряде европейских стран после окончания Второй мировой войны, являются современными примерами этого явления. В таких условиях влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены,— официально зарегистрированными предпринимателями, лицами, стремящимися заработать на чем-либо экономическими олигархами либо «кумовьями» — капиталистами, способны оказывать противодействие и даже «обратить вспять» реформы, грозящие им увеличением «трансакционных издержек», риска коммерческой деятельности, что ведет к сокращению дохода.
Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности.
Именно по этой причине так долго существует, казалось бы, неэффективная правовая база. Созданная в итоге законодательная система исключает большую часть предпринимателей из процесса принятия политических решений и законотворчества. В результате правительство не отвечает за соблюдение их интересов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе1. Такая система ослабляет так называемый «механизм сдержек и противовесов», мешает установлению «status quo» в обществе, кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере.
«Кумовской» капитализм (crony capitalism) — распределение ролей в политической и экономической иерархии по родственному или приятельскому признаку, то есть в зависимости от принадлежности к тому или иному семейному клану или «закадычным друзьям».
В настоящее время как страны с переходной экономикой, развивающиеся, так и страны с рыночной экономикой пытаются решить проблему реформирования законодательной системы с целью сокращения непомерных издержек, связанных с наличием возможностей для извлечения выгоды отдельными группами, что в долгосрочной перспективе препятствует общему экономическому росту и стимулирует теневую экономику.