Правой системы в СССР и постсоветской России

Еще одной из проблем цивилизационного развития, эпохи перехода современных цивилизаций в акматическую фазу была задача трансформации сложившихся на первой 300-летней фазе подъема цивилизации нового времени (XVII-XIX вв.) имперских форм национально-государственного устройства. Наряду с российской империей этот вопрос стоял перед турецкой Османской и австро-венгерской империями. Острота этой проблемы для России вытекала из того, что правительство в начале XX в. осуществляло курс на свертывание национальных автономий (например, в Финляндии). В ходе революционных событий начала XX в. произошел окончательный развал турецкой и австро-венгерской империй. В России же потенциал цивилизационного развития на втором этапе эволюции современной цивилизации оказался недостаточно сильным для решения этой проблемы, империя возродилась почти на всей отечественной территории в виде СССР в 1922 г., и частично распалась только в 1991 г.

Сложности реформирования государственности и правой системы в СССР связано с постепенной подменой государственных органов партийными. В политической системе Советского Союза большевистская партия (РКП (б) – ВКП (б) – КПСС) была правящей и единственной партией, роль которой в жизни государства возрастала и фактически и формально. Это происходило потому, что в итоге революционных и военных катаклизмов начала XX в. все существовавшие в стране партии утратили свои социальные базы, т.к. российское общество оказалось расструктуированным. Люмпенизированное, деклассированное советское общество представляло собой однородную массу, главной целью которой было выжить и прокормить свои семьи. Правящая партия большевиков предложила народу программу удовлетворения насущных потребностей. Лишившись социальной базы, другие партии начали увядать. Их запрещали, устраивали над их членами показательные суды. Необходимо отметить, что, оставшись без социальной базы, партии были обречены исчезнуть с политического горизонта даже в том случае, если бы против них не велась целенаправленная борьба.

Социальная разбалансированность в СССР, сопровождалась освобождением множества социальных ниш, в том числе престижных. Это привело в движение советское общества. Социальные низы устремились на вакантные места во властных структурах, что явилось мощным энтузиазмическим фактором на десятилетия обеспечившим динамичную эволюцию советского общества. Причем, общественно полезный труд давал человеку возможность продвижения по социальной лестнице, так работал механизм социальной мобильности «по вертикали». Все это требовало совершенствования работы структур советского государства и его правовых институтов. Возможность поработать на совесть и занять престижные места активно стимулировалась правящими верхами. Так, например, это особенно ярко проявилось в стахановском движении. Передовики производства выдвигались в высшие органы государственного управления, при этом менялся не только их социальный статус, но и материальное положение. На этой основе в СССР складывалась партийно-государственная номенклатура.

Именно энтузиазмический фактор стал рычагом развития утверждающегося тоталитарного политического режима в СССР, в условиях, когда не работали экономические рычаги. В утверждении тоталитаризма в СССР не последнюю роль сыграла устойчивая традиция всеобъемлющей репрессивной организации российского общества и государства. Беря свое начало в средневековье, она ярко проявлялась не только в управленческих структурах средневековой России, но и Советском Союзе, где, например, сталинское Политбюро по своей роли, значению и другим чертам напоминает придворный совет при абсолютном монархе.

Казалось бы, Великая Российская революция покончила с наследием средневековой цивилизации, однако в определенные периоды истории средневековый потенциал проявляется, его методы используются руководством страны. В чистом виде Россия прошла две фазы, т. е. 600 лет средневековой цивилизации, и после этого вступила в цивилизацию современную, в рамках которой проявляются признаки нереализованных трех фаз средневековья.

Для советской тоталитарной системы характерен ряд черт. Во-первых, это наличие однопартийной политической системы, возглавляемой харизматическим лидером. Все другие политические партии или их бывшие сторонники жесткими мерами удалялись с политической арены. Интенсивно формировалась номенклатура, которая, с одной стороны, служила социальной базой режима, с другой стороны, выступала в качестве носителя власти.

Во-вторых, важным элементом тоталитаризма является безальтернативная идеологическая система (в СССР социалистическая). Ее господство поддерживалось введением жесткой монополии на средства массовой информации. Тоталитаризм характеризовался также жестокой всеобъемлющей системой террористического полицейского контроля над обществом. В СССР для противников и нейтральных общественных сил создавались многочисленные концентрационные и трудовые лагеря. Входила в практику система внесудебного принуждения.

Для тоталитарной системы характерна жесткая централизация управления экономикой. Ее основой стала административно-командная система управления. Эта система складывалась, во-первых, из умаления роли Советов, превращении Советов из власти трудящихся во власть для трудящихся; во-вторых, из чрезвычайно широкой трактовки понятиям «закон» и «законодательство», силу закона получали постановления правительства и даже решения партийных съездов; в-третьих, из применения методов и приемов управления, основанных на массовых репрессиях и внесудебном принуждении; в-четвертых, из номенклатурного принципа управления и, наконец, из сращивания партийного и государственного аппарата.

В рамках тоталитарной политической системы усиливалась централизация власти, сужались федералистских тенденций в государственном устройстве. Страна привыкала к двойной формальности: системе норм права, оформленных актами-документами ВКП (б), и системе норм права, оформленных актами-документами представительных органов государственной власти. Они совпадали не всегда. Причем приоритетными были именно нормы, созданные в недрах партии, что собственно и закреплялось в Конституции СССР 1936 года. Централизация государственной власти выразилась и в прямом указании места и роли ВКП (б) в стране. В статье 126 Конституции 1936 г. был закреплен ее особый статус: «руководящее ядро всех организаций, как общественных, так и государственных».

Важным компонентом тоталитаризма является милитаризация общества. Россия, потерпев поражение в Мировой войне 1914-1918 гг. и оказавшись в политической изоляции после окончания Великой Российской революции, нуждалось в укреплении своего военного потенциала. Тем более, что ведущие мировые державы включились в цивилизационную гонку за лидерство в мировом процессе и стремительно наращивали военную мощь. Советский союз не только не отстал от лидеров, но смог за короткое время воссоздать вооруженные силы на уровне новейших военно-технических достижений. Не последнюю роль в этом сыграло изыскание средств для перевооружения армии и флота. Такие средства были получены от проведения индустриализации страны, а так же коллективизации, которая была проведена с использованием средневековых методов (страна вновь вернулась к крепостному праву в особой форме). Несмотря на серьезные, а порой и страшные издержки внутренней политики СССР в 1930-е гг. были созданы «мощный щит и меч», обеспечившие победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Развитие советского государства и права в послевоенный период проходило в условиях «холодной войны». Начался новый виток в эволюции военной техники и бурное соревнование в наращивании вооружений. СССР не уступал в гонке вооружений своим соперникам. В результате совместными усилиями Великих держав было создано такое количество запасов ракетно-ядерного оружия, с помощью которых можно было несколько раз уничтожить все человечество.

В процессе идеологического противоборства усиливается нажим правительства СССР на демократические силы внутри страны. Кроме того, только принадлежность к коммунистической партии давала право занимать руководящие посты и выполнять работу в престижной идеологической, культурно-просветительной сфере. В скором времени после войны в СССР развертывается массированная кампания гонений на демократическую интеллигенцию. Начинается новая волна репрессий, фабрикуются громкие политические дела.

Однако по завершению первого послевоенного десятилетия СССР идет на смягчение конфронтации внутри своих стран, и этот период получил название «оттепель». Для этой ступени развития советского общества была характерна демократизация общественной жизни, в Советском Союзе прекращаются массовые политические репрессии.

Развитие военно-промышленного потенциала мировых лидеров и их партнеров происходило на основе производства жесткого индустриального типа. Такой тип производства характеризуется расточительным использованием материально-технических ресурсов, применением конвейерной системы труда на гигантских промышленных объектах, функционирующих на основе электромеханических систем. В этом процессе СССР занимал лидирующие позиции.

Однако, совокупность означенных факторов привела к возникновению глобальных проблем человечества. Это проблемы войны и мира, экологическая, продовольственная, сырьевая, демографическая и другие, их вызревание ставило мир на грань катастрофы. Гибель человечества становилась почти неизбежной. Члены Римского клуба (международной организации виднейших ученых, в т. ч. и советских) предрекли ее к началу 90-х гг. XX столетия в случае, если не будут решены глобальные проблемы.

По всей вероятности, это бы и произошло, но государства нашли силы отойти от края пропасти. На смену жесткому индустриальному типу производства начала приходить индустрия высоких технологий. Ее составляющими является применение электронной техники, ресурсосберегающих технологий, отказ от гигантских производственных единиц, неспособных динамично учитывать интересы потребителей, использование принципов стратегического менеджмента и персонифицированного маркетинга. Это позволило избежать на тот момент мировой экологической катастрофы. Однако модернизация индустриальных обществ во многом шла за счет слаборазвитых стран, куда выводились экологически вредные производства.

Технологический прорыв удалось осуществить далеко не всем странам. Для западного мира толчком для массового перехода к использованию новых технологий послужил нефтяной кризис 1973 г. Советский Союз, обладающий крупнейшими запасами нефти, не ощутил негативного влияния этого кризиса. Наоборот, экономика СССР получила существенную подпитку в связи с почти двадцатикратным повышением цен на это сырье. Такая благополучная ситуация была одним из факторов, затормозивших процесс модернизации экономики.

Для СССР ребром встала и проблема передачи высоких технологий из военно-промышленного комплекса в гражданские отрасли. К середине 1980-х гг. советская экономика вошла в глубокий кризис. Необходимо отметить, что кризисные явления наблюдались во всех сферах жизни советского общества. Одной из главных причин этого было исчерпание внутреннего, энтузиазмического фактора развития.

Уже в 1960-е гг. становилось очевидным, что возможность продвижения по социальной лестнице в СССР исчерпана. Необходимое соотношение между элитой, средними слоями и низами общества в социальной структуре было достигнуто. Произошло закостенение социальных границ, особенно между элитой и средними общественными слоями. Свободных мест в верхнем социальном эшелоне, куда раньше мог привести этузиазмический фактор, больше не было. Внутри элиты также возникла проблема социального продвижения.

Тоталитарный режим, административно-командная система управления с номенклатурным принципом замещения руководящих должностей не позволяла осуществлять продвижение по социальной лестнице на основе добросовестного труда. Ответственные работники не только оставались в элите (номенклатуре) пожизненно, но и (пользуясь «телефонным правом» и т.п.) передавали свою привилегированность по наследству.

Общественно полезный труд не мог теперь обеспечить социальный рост. Верхи погрязли в коррупции. Рядовые труженики, не имеющие возможности социальные роста, зачастую скатывались на общественное дно, более же жизнестойкие для улучшения своего материального положения расхищали государственное имущество. Так тоталитаризм в советском государстве изжил себя, выполнив свою историческую задачу. Советское общество оказалось в состоянии «застоя», в недрах которого вызревали перемены.

С середины 1960-х гг. до середины 1980 гг. Советский союз постепенно, но неотвратимо вползал в политический, экономический, социальный кризис и идеологический кризис. Выдвинутая в 1961 г. программа построения коммунизма буксовала и была заменена постулатом построения развитого социализма, но вскоре стала ясна несбыточность и этого прожекта. Дело было в том, что само коммунистическое движение вошло в полосу системного кризиса. В середине 1970-х гг. ряд западных коммунистических партий поддержали выдвинутую испанскими коммунистами идею еврокоммунизма, опирающуюся на плюрализм в экономике, политике и идеологии. Это означало соответственно допуск в экономике всех форм собственности, в политике возможность многопартийной системы, в идеологии свобода вплоть до исповедования религиозных ценностей. Для классической коммунистической идеологии это был откат вправо на позиции, социал-демократизма. Но эта затея провалилась, потому что «золотое тридцатилетие» социал-демократического движения, давшее значительные плоды, уже завершилось, и надо было идти в другом направлении в поисках спасительного эликсира, способного воскресить идеи и практику коммунизма. Коммунистические методы управления, работавшие в Советском союзе несколько десятилетий, порождали в условиях «застоя», в лучшем случае иждивенчество, в худшем «теневую экономику».

Именно в условиях жесткого регулирования со стороны государства всех сфер жизни, в том числе экономической, создавалась благоприятная почва для роста теневой экономики. Предприимчивые люди манипулировали общественными фондами, извлекали из них материальные ресурсы и направляли их в теневой сектор экономики. К концу 1970-х гг. продукция теневой экономики составляла 30 % валового национального продукта СССР, в теневом секторе было занято около 20 % рабочей силы.

С середины 1980-х гг. до середины 90-х гг. в СССР разворачиваются реформы, призванные обновить общество, его государственные и правовые институты и обеспечить дальнейшее цивилизационное развитие. Эти реформы, получили название «перестройка», их суть заключалось в обеспечении перехода от мобилизационных тоталитарных форм к демократическим формам эволюции. Сложность реформаторского процесса советской цивилизации лежало в русле наложения эволюции индустриальной цивилизации на невостребованные реалии средневековья. Для успешного решения задач цивилизационного развития советское общество опиралось, в определенной степени, на эти реалии. Так, например, возродилось использование церкви (института средневековья) в качестве полноценного аппарата современной общественной системы.

Причины и основное содержание трансформации государственности и правой системы в СССР и постсоветской России можно проанализировать с позиций изучения ритмики эволюции цивилизаций. Это связано с элементарными - 60 и 12-летними ритмами исторического процесса, которые изучались видными отечественными учеными, соответственно, Н.Д. Кондратьевым и А.Л. Чижевским, как раз на начало 1980-х гг. пришлась грань между двумя 60-летними ритмами: ритмом 1922-1982 гг. и 1982-2042 гг. Внутренняя структура каждого 60-летнего ритма имеет одинаковый характер. Она складывается из пяти 12-летних подритмов. Сопоставление разных 60-леток позволяет говорить о том, что каждое 12-летие внутри 60-летнего ритма отличается специфическим состоянием развития общества, государства и права. Эти состояния дают следующий эволюционный ряд: реформы - стабилизация - волнения - оппозиция - война. Так, если результатом 1970-х гг. для российской цивилизации явилось вступление в афганскую авантюру, то начало 1980-х - первая половина 1990-х гг. - период реформ. В рамках этого периода произошел развал Советского Союза. СССР выполнил свою историческую миссию. Начался поиск новых форм государственного единства, повлекшие за собой кризис 1991 г., и успешно завершившийся образованием ряда независимых государств, в том числе и Российской Федерации на территории постсоветского пространства. Важной вехой в выборе дальнейшего пути развития России стало принятием в 1993 г. Конституции РФ.

Приблизительно в конце 1995 г. российское общество вступило в полосу стабилизации, которая набирала силу последующие 12 лет. Преодолевая трудности, Российская Федерация достаточно успешно развивалось, решая серьезные экономические и социальные проблемы, преодолевая межнациональные конфликты.

Однако с 2007 г. России потребовались дополнительные усилия, что бы сохранить стабильность в обществе. Этот процесс осложнился начавшимся в конце 2008 г. мировым финансово-экономическим кризисом. Как предсказывают аналитики, кризис и его последствия будут ощущаться приблизительно до 2020 г., когда завершиться очередной 12-летний ритм. Руководство Российской федерации в этих условиях разработало и последовательно приступило к осуществлению антикризисных мер, которые представляют целый комплекс мероприятий политического, экономического, социального, психологического, культурного характера, достойное место среди них занимают меры по социальной поддержке населения России, а также реформы в области совершенствования государственности и правового регулирования общественных отношений.

Таким образом, существенные изменения государственности и правой системы в СССР и постсоветской России обусловлены тем, что даже после преобразований осуществленных в ходе Великой Российской революции советское общество, его государственные и правовые институты испытывали воздействие как современной, так и средневековой цивилизации. Правовое обеспечение становления, развития и кризиса тоталитаризма в СССР проходило в условиях административно-командной системы управления. Кризис, поразивший советскую систему в недрах которого вызревали перемены, реформы стал причиной модернизации государственности и права современной постсоветской России.

Вопросы для закрепления материала лекции:

1. Каковы предпосылки революционных изменений государственности и правового регулирования общественных отношений в России в начале XX в.?

2. В чем суть цивилизоцыонных противоречий в России конца XIX начала XX вв.?

3. Какие этапы трансформации государственных и правовых институтов включает Великая Российская революция 1905 – 1922 гг.?

4. В чем состоит своеобразие становления в России конституционной монархии в России?

5. Когда и при каких обстоятельствах Россия была провозглашена республикой?

6. В чем отличие парламентской республики и республики советов?

7. Почему в результате Великой Российской революции была установлена советская государственная и правовая система?

8. Почему и как складывалась однопартийная советская система?

9. Когда и почему в России была предпринята первая попытка правового регулирования взаимодействия двух параллельных тенденций современной цивилизации: капиталистической и социалистической?

10. Почему основным фактором развития российского общества в 20-30-е гг. XX в. являлся «эктузиазмический фактор», и каким образом он влиял на разлитие советского государства и права системы?

11. Каковы причины утверждения в СССР тоталитарного политического режима и его основные черты?

12. Как соотносились тоталитаризм и административно-командная система управления в СССР?

13. Почему в СССР были периоды «оттепели» и «застоя», в чем состоит их государственно-правовая суть?

14. Каким образом появление глобальных мировых проблем повлияло на трансформацию определенных аспектов отечественного государства и права?

15. Как кризис коммунистической идеологии сказался на изменениях государственности и права в СССР?

16. Почему основным направлением развития отечественного государства и право стали на рубеже XX-XXI вв. стало формирование гражданского общества и правового государства?

Тема 12. Становление и развитие отечественного конституционного и

административного права в конце XIX – начале XXI вв.

Развитие системы источников отечественного права в конце XIX в. - 1922 г. Понятие и виды (формы) источников права. Нормативные правовые акты как основная форма российского права. Конституция (Основной закон) – высший источник права. Законы и подзаконные правовые акты, их иерархия. Особенности эволюции источников (форм) права на рубеже XIX –XX вв. Роль и место Свода законов Российской империи, среди источников права. Трансформация источников (форм) права на различных этапах Великой Российской революции 1905 – 1922 гг. Источники права в период становления, развития и крушения СССР 1922-1991 гг. Источники современного Российского права, их содержание и соотношение с источниками различных систем права.

Права человека, их классификация. Опыт в области идейного осмысления, законодательного закрепления и практического воплощения прав и свобод в России на рубеже XIX – XX вв. Большевистская концепция прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституционные изменения прав и обязанностей граждан в советский и постсоветский периоды развития отечественной государственности. Отрицание естественно-правового смысла прав человека в СССР. Провозглашение в рамках современного российского права стандартного набора естественных прав. Отражение в Конституции РФ 1993 г. неразрывной взаимосвязи гражданских, политических, социальных права человека формирующих единую систему.

Развитие отечественного избирательного права в XX – начале XXI вв. Становление избирательного права в России в годы Великой Российской революции. Особенности формирования избирательной системы вокруг выборов в Государственную думу начала XX в. Отражение специфики развития избирательного права в Конституции РСФСР 1918 г. и Конституциях СССР 1924, 1936, 1977 гг. Превращение выборной системы в фикцию. Приобретение выборной системой безальтернативного характера. Основные принципы современной избирательной системы Российской Федерации.

Эволюция форм государственного единства российского государства в конце XIX – начале XX вв. Особенности развития государственного устройства Российской империи как унитарного государства. Попытки реализации принципа права на самоопределение наций в годы Великой Российской революции. Создание первого федеративного союзного государства - РСФСР. Правовое обеспечение образования, развития и распада СССР 1922-1991 гг. Рост количества союзных республик, закрепление их прав в Конституциях СССР 1924 г. и 1936 г. Сужение компетенции местных республиканских властей. Распад СССР, попытки заключения нового союзного договора. Развитие российского федерализма. Совершенствование местного самоуправления в 1922-2010 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: