Триадические модальности

Триадическая семья.

Универсальная триадическая семья модальностей состоит из трех модальностей: синтетической, качественной и предметной (см. книгу "Покрывало майи, или Сказки для невротиков")

Синтетическая модальность (син) свойственна трансляциям, рассматривающим объект в целом, когда его качества и составные части отходят на задний план или вовсе игнорируются. Типичным для синтетической модальности является обозначение объекта по его уникальному (в данном контексте) имени, местоимению или иной ссылке, которая воспринимается автором трансляции как эквивалентная персональному имени. Примеры использования синтетической модальности приведены в диалогах ниже:

- Как тебя зовут, мальчик?

- Евстафий. (син)

- Кто с тобой был? Онисифор?

- Он самый. (син)

- Кто это?

- О! Это - Большой Начальник! (син)

Качественная модальность предполагает акцент на аспектах (свойствах, качествах, действиях) рассматриваемого объекта. Примеры трансляций в качественной модальности приведены ниже:

- Ну, как тебе, Алевтина, мой новый кактус?

- Великолепен! Но колюч, колюч... (кач)

- Ну что, отправляешься в Японию, Гермоген?

- Еду, и скоро еду. (кач)

Предметная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим отдельные части или элементы глобального объекта или общей картины. Этот объект или картина могут не обозначаться в трансляции прямо, но обязательно подразумеваются ее автором.

- Что у вас болит?

- Голова, особенно по утрам. (пред)

- Мама, где мой портфель?

- Там, где ты его оставил, Виля: под ванной. (пред)

Триадические маркеры

Синтетические маркеры.

Распространенный когнитивный синтетический маркер - это акцентированное имя собственное, кличка или местоимение, указывающее на то или иное четко определенное существо или уникальный объект, рассматриваемый протагонистом сам по себе, но не как элемент общей картины:

- (представляя) Знакомься, Алевтина: это - (со значением) Кока! (син)

- (подзывая сына) Виля! (син)

- Где вы живете?

- (гордо) В Москве! (син)

- Кто хочет мороженого?

- (громко) Я! (син)

Неявным синтетическим маркером является краткость (в частности, односложность) трансляции. В случае отсутствия качественных и предметных маркеров краткая трансляция обычно является синтетической:

- Ты согласен со мной, Варсонофий?

- Да. (син)

- Что еще ты мне хочешь сказать, Созон?

- (энергично мотает головой в знак отказа) (син)

К синтетической модальности относится жанр афоризма и к ней же тяготеет народная мудрость, выраженная в пословицах, поговорках и т. п.:

- Мал, да удал (син).

- Хоть стой, хоть падай (син).

В синтетической модальности находится любой единый образ, в частности, используемый в метафорах:

- Ты что - дикобраз? (син)

- Я теперь - вьючное животное. (син)

Жесты, акцентирующие синтетическую модальность - энергичные движения головой или телом как единым целым (прыжки в воздух), собирательные округлые движения руками (как будто вы лепите снежный шар или собираете в горку рассыпавшиеся орехи), жесты рисования в воздухе замкнутых фигур, например, кругов или овалов. Типичный синтетический жест - поднятый торжественно вверх указательный палец.

Синтетические интонации нередко повышающиеся, например:

- Мне нужны клубника, малина, ежевика - словом (поднимая тон голоса) ягоды! (син)

Упражнение 1. Подумайте, какие еще вам известны явные и неявные когнитивные и стилистические синтетические маркеры.

Качественные маркеры.

К числу качественных маркеров относятся акцентированные в речи прилагательные, наречия, причастия, деепричастия и глаголы:

- Я сегодня добрый, очень добрый! (кач)

- Бегу, спешу, тороплюсь! (кач)

- Тебе у меня понравилось?

- Отлично! (кач)

Качественную модальность часто имеют сравнения, акцентирующие то или иное явно обозначенное свойство объекта, например:

- Что ты сегодня такой злой ходишь - точно голодный тигр? (кач)

- О, я такой быстрый - как ветер, буквально! (кач)

Жесты, акцентирующие качественную модальность - плавные движения, рисующие округлые, но не замкнутые фигуры (типа скобок или волнистых линий)


Интонации, символизирующие качественную модальность - ровные или волнообразные, особенно напевные:

- (напевно) Она таакаяаа... краасиваяаа... высоокаяаа... страастнаяааа... (кач)

Упражнение 2. Подумайте, какие еще вам известны явные и неявные когнитивные и стилистические качественные маркеры.

Предметные маркеры.

К числу предметных маркеров в первую очередь относятся акцентированные в речи названия предметов, не являющиеся именами:

- Хочешь грушу? (пред)

- А я купил себе видео! (пред)

Имена собственные получают предметную модальность в случае предъявления их как элементов или частей общей картины:

- Бывал я и на Канарах, и на Гибралтаре, и на мысе Огненной Земли. (пред)

- Мои главные подружки - Анфиса и Манефа, ну и Прасковья с Ангелиной тоже. (пред)

Жесты, акцентирующие предметную модальность - движения кистями, отдельными пальцами, нередко завершающиеся резкой остановкой руки в воздухе или на материальном предмете (хлопанье ладонью по столу, по плечу партнера или своему бедру, прижимание руки к сердцу). Характерный "предметный" жест - последовательное сгибание пальцев при счете "раз, два, три...".

Предметные интонации - часто отрывистые и понижающиеся, конкретные, "приземленные":

- Мне нужны ягоды: (тоном ниже) черешня, клубника, малина. (пред)

- Принеси мне, пожалуйста, (опуская тон голоса) нож. (пред)

Упражнение 3. Подумайте, какие еще вам известны явные и неявные когнитивные и стилистические предметные маркеры.

Триадическое правило умолчания.

"Предложение есть законченная мысль" - это определение из учебника грамматики наводит на следующее правило умолчания: если в трансляции отсутствуют явные триадические маркеры, то ее модальность - синтетическая.

Тонкости.

Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа "подлежащее - сказуемое - прямое дополнение", в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет обычно синтетическую модальность. Длинные фразы получают модальность в зависимости от логического ударения или от преобладания в них слов, имеющих синтетическую, качественную или предметную модальности, например:

- Я хочу дикобраза. (син)

- Не знаю, как вы, а (с ударением) я - никуда не поеду! (син)

- А что нам на это скажет уважаемый (с придыханием) Зиновий Каллистратович? (син)

- Высоко ты, Ромуальд, поднялся - высоко... (кач)

- Я в таких городах бывал - Париж! Берлин! Сан-Франциско! Акапулько! (син)

- У меня болит живот (поглаживает себя по животу). (пред)

- Что ты за мои коленки все держишься, Евсевий? У меня и другие части есть - спинка, например, стопочки, лодыжки, шейка, между прочим. (пред)

- (угощая гостя) Чашечку кофе? (пред)

Односложная трансляция имеет качественную или предметную модальность, если основной ее смысл заключен, соответственно, в предъявляемом качестве или объекте. Если же ее смысл символический (например, "да" или "нет"), то она обычно имеет синтетическую модальность. Примеры:

- Ты какого цветы глаза у мужчин любишь?

- Голубые. (кач)

- Я тебе купила янтарную брошку.

- (разочарованно) Янтарную... (син)

- Идем, Порфирий?

- Идем. (син)

- Что ты хочешь на завтрак, Игнатий?

- Творог. (пред)

- Будешь есть на завтрак творог со сметаной.

- (послушно, кивая головой) Творог. (син)

- Ну, и что твой избранник, Прасковья?

- Гусак! (син)

- Как, Панкрат вчера блистал?

- (с восхищением) Король! (син)

Упражнение 4. Определите триадическую модальность ответных реплик в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. - Тебе нравится Ананий?

- (поднимая лицо и руки вверх) Это Бог!

2. - И что ты собираешься надеть на ноги, Агафья?

- Сапожки.

3. - Ты почему со мной не хочешь дружить, Остромир?

- Боюсь...

4. - Задумайся, Иероним!

- Доброму молодцу стать нужна.

5. - Уймись, Ираклий!

- Ну нет!

6. - А грибочков хочешь?

- Грибочков - хочу.

7. - Посторонись, Корнилий!

- Пожалуйста.

8. - Ты мне верна, Конкордия?

- Как серая гусыня своему избраннику, дорогой.

9. - Заходи при случае, Мелания - буду рад.

- Случится - может, зайду.

10. - Ну, теперь пиши - пропало.

- Ой! Совсем пропало?

Ответ. 1. син. 2. пред. 3. кач 4. син. 5. син. 6. син. 7. син. 8. син. 9. кач. 10. кач.

Упражнение 5. Определите триадическую модальность трансляций в следующих диалогах и в пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. - Отвяжись, а?

- Назвался груздем - полезай в кузов, Манефа!

2. - Ой!

- Не ойкай, пожалуйста, а то противно.

3. - Я пошел загорать на крышу.

- На крышу?!

4. - Что, брат, тоскуешь? Не ровно дышишь?

- Да, нечего сказать...

5. - Что это у тебя сегодня глаза такие зеленые, Манефа?

- Что, что... мороженого хочу!

Ответ. 1. кач; син. 2. син; кач. 3. син; пред. 4. кач; син. 5. кач; пред.

Упражнение 6. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности.

1. - Я что, не совсем тебя удовлетворяю, Варсонофий?

2. - Уж в чем-чем, а грибах я знаю толк.

3. - Ну, далеко ведь на яхте не уплывешь?

4. - Что-то не нравится мне твой вид, Ангелина.

5. - Я скоро ухожу - и не знаю, когда вернусь.

Ответ.

1а). - Да, не совсем. (син)

1б). - Холодна ты очень. (кач)

1в). - Нет, все на месте: ручки, ножки, платьице... декольте. (пред)

2а). - (сомневаясь) Да?

2б). - И ядовитые отличаете?

2в). - И в белых, и в маслятах тоже?

3а). - Смелого пуля боится.

3б). - Можно и далеко - но опасно.

3в). - Из опасностей - только волны, ветер и мели.

4а). - Фу-ты ну-ты рожки гнуты!

4б). - Не нравится - не кушай, а главное - не капризничай!

4в). - Нос или щеки?

5а). - Чао! (машет рукой, прощаясь)

5б). - Но ведь еще совсем рано!

5в). - Домой собралась? Или на концерт?

Упражнение 7. Определите триадические модальности, использованные героями в следующей сценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: