Структура министерства

По своему составу министерство представляло собой смешение начал личной ответственности и коллегиальности в выработке общих мер по управлению, решения по которым принимает министр под свою личную ответственность. Согласно этому порядку организации министерство подразделялось на управление и главные части, по терминологии Общего учреждения министерств 1811 г. Управление министерства вверялось министру: "Управление каждого министерства вверяется лицу, определенному непосредственно Его Императорского Величества избранием, с званием министра, главноуправляющего или главноначальствующего" (ст. 1 Уч. мин. Т. I Св. зак. изд. 1892 г.). По должности пост министра приравнивался к званию сенатора. При министре состоял в должности его помощника товарищ министра, в некоторых министерствах их было больше (например, в МВД было три товарища министра).

Должность товарища министра была без определенной функции, поскольку от самого министра зависело, поручить ему управление отдельной категорией дел в ведомстве данного министерства или же позволить замещать самого министра в случае отлучек последнего. Следующий по важности орган министерства, воплощающий в себе коллегиальное начало, - Совет министерства. Совет заседал под председательством министра в составе товарища министра, директоров всех департаментов, особенных членов по назначению от Императора, а также лиц по приглашению самого министра (ст. ст. 12 - 15 Уч. мин. Т. I Св. зак. изд. 1892 г.). Назначение Совета - оказание министру помощи консультацией или советом; все решения его поэтому носили исключительно рекомендательный характер, поскольку только министр нес личную ответственность за деятельность своего учреждения.

Основная масса бюрократической работы происходила в департаментах министерств, образованных на основе бывших коллегий, вошедших в министерства по реформе 1802 г. Разумеется, с усложнением государственного управления в ведомстве министерств появились новые отраслевые департаменты, которым поручалось под надзором министра управление того или иного вопроса (круга дел). Нередко в дальнейшем такой департамент разрастался настолько, что с течением времени он превращался в новое министерство.

Департамент возглавлял директор. В том случае, если департаменту было поручено управление сложным и важным вопросом государственной жизни, при директоре назначался вице-директор, в этом же случае при директоре полагалось учреждать и особое общее присутствие для координации деятельности подразделений самого департамента. Решения общего присутствия имели также рекомендательный характер. Общее присутствие департамента состояло под председательством директора, в него по должности входили вице-директор, начальники отделений департамента, а также лица, специально приглашенные на его заседания директором. Департамент в зависимости от организации работы в нем подразделялся на отделения, во главе которых стояли начальники отделений. Отделения, в свою очередь, подразделялись на столы, возглавлять которые поручалось столоначальникам.

Последним структурным подразделением министерства была канцелярия. По смыслу структурной организации министерства канцелярия полагалась в личном управлении министра, поскольку служила своеобразным каналом связи между ним, окружающим миром и непосредственно департаментами самого министерства. Канцелярия возглавлялась директором и подразделялась на отделения, те, в свою очередь, на столы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: