Содержание
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.............................. 4
2. УЧЕБНО-БАЗОВЫЙ РАЗДЕЛ......................................................................... 6
2.1. Понятие науки. Наука как феномен культуры............................................ 6
2.2. Философия и наука........................................................................................ 8
2.3. Основания науки......................................................................................... 10
2.4. Специфика научного знания....................................................................... 12
2.5. Динамика научного знания.......................................................................... 14
2.6. История науки и научные революции........................................................ 17
2.7. Типология научной рациональности.......................................................... 22
2.8. Этика науки (современный аспект).......................................................... 27
2.9. Синергетика. Системный подход в истории науки.................................. 30
2.10. Философские проблемы технических наук............................................. 33
2.11. Философские проблемы информатики.................................................... 36
2.12. Философские проблемы физики и астрономии....................................... 40
|
|
2.13. Философские проблемы биологии и антропологии................................ 44
2.14. Философские проблемы математики........................................................ 49
2.15. Философские проблемы экологии........................................................ 53
2.16. Философские проблемы гуманитарных наук.......................................... 57
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ................................................ 63
4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерные темы рефератов, указания
к оформлению и написанию............................................................................ 65
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Курс«Философия науки» (и история науки как ее краткий обзорный подраздел) относится к системе дисциплин послевузовской ступени высшего профессионального образования. Согласно решению коллегии ВАК и правительства РФ, начиная с 2005 г. для всех аспирантов (независимо от их конкретной специальности) вводится в качестве обязательного требования сдача экзамена по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Ее освоение предписано для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «Философия науки». Она рекомендована также для студентов, проходящих подготовку по образовательной программе «Магистратура (соответствующей специальности)».
Изучение дисциплины предполагает рассмотрение трех основных тематических блоков: общая философия науки, история науки, философские проблемы конкретных наук (физики, математики, естествознания и т.д., применительно к профилю обучения студентов). Литература, используемая для самоподготовки, должна включать указанные разделы. Список рекомендуемой литературы, как основной, так и дополнительной, размещен в конце пособия (в перечень вошли лишь издания, имеющиеся в библиотеке и читальных залах ТулГУ, однако допускаются и альтернативные издания, поскольку учебной литературы по курсу на сегодняшний день издано достаточно, а также обращение к рекомендуемым Интернет порталам). Также рекомендуются к изучению: учебное пособие «Философия науки» (2010 г), написанное коллективом кафедры философии специально для студентов ТулГУ (по разделу общей философии науки), материалы сборников научно-методических статей по курсу «Философия науки», ежегодно выпускаемых сотрудниками кафедры философии ТулГУ.
|
|
Цель изучения дисциплины: освоение современных знаний в области философии науки.
Задачи: ознакомление с общей проблематикой философии науки; постижение науки в социально-культурном, философском контекстах и историческом развитии; анализ основных мировоззренческих и методологических проблем современного этапа развития наук, формирование эрудированного представления о будущей профессиональной деятельности студентов и аспирантов, ее социально-культурной значимости.