Организационно-методические указания. 2. 1. Понятие науки. Наука как феномен культуры

Содержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.............................. 4

2. УЧЕБНО-БАЗОВЫЙ РАЗДЕЛ......................................................................... 6

2.1. Понятие науки. Наука как феномен культуры............................................ 6

2.2. Философия и наука........................................................................................ 8

2.3. Основания науки......................................................................................... 10

2.4. Специфика научного знания....................................................................... 12

2.5. Динамика научного знания.......................................................................... 14

2.6. История науки и научные революции........................................................ 17

2.7. Типология научной рациональности.......................................................... 22

2.8. Этика науки (современный аспект).......................................................... 27

2.9. Синергетика. Системный подход в истории науки.................................. 30

2.10. Философские проблемы технических наук............................................. 33

2.11. Философские проблемы информатики.................................................... 36

2.12. Философские проблемы физики и астрономии....................................... 40

2.13. Философские проблемы биологии и антропологии................................ 44

2.14. Философские проблемы математики........................................................ 49

2.15. Философские проблемы экологии........................................................ 53

2.16. Философские проблемы гуманитарных наук.......................................... 57

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ................................................ 63

4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерные темы рефератов, указания

к оформлению и написанию............................................................................ 65

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Курс«Философия науки» (и история науки как ее краткий обзорный подраздел) относится к системе дисциплин послевузовской ступени высшего профессионального образования. Согласно решению коллегии ВАК и правительства РФ, начиная с 2005 г. для всех аспирантов (независимо от их конкретной специальности) вводится в качестве обязательного требования сдача экзамена по новому кандидатскому минимуму «История и философия на­уки». Ее освоение предписано для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «Философия науки». Она рекомендована также для студентов, проходящих подготовку по образовательной программе «Магистратура (соответствующей специальности)».

Изучение дисциплины предполагает рассмотрение трех основных тематических блоков: общая философия науки, история науки, философские проблемы конкретных наук (физики, математики, естествознания и т.д., применительно к профилю обучения студентов). Литература, используемая для самоподготовки, должна включать указанные разделы. Список рекомендуемой литературы, как основной, так и дополнительной, размещен в конце пособия (в перечень вошли лишь издания, имеющиеся в библиотеке и читальных залах ТулГУ, однако допускаются и альтернативные издания, поскольку учебной литературы по курсу на сегодняшний день издано достаточно, а также обращение к рекомендуемым Интернет порталам). Также рекомендуются к изучению: учебное пособие «Философия науки» (2010 г), написанное коллективом кафедры философии специально для студентов ТулГУ (по разделу общей философии науки), материалы сборников научно-методических статей по курсу «Философия науки», ежегодно выпускаемых сотрудниками кафедры философии ТулГУ.

Цель изучения дисциплины: освоение современных знаний в области философии науки.

Задачи: ознакомление с общей проблематикой философии науки; постижение науки в социально-культурном, философском контекстах и историческом развитии; анализ основных мировоззренческих и методологических проблем современного этапа развития наук, формирование эрудированного представления о будущей профессиональной деятельности студентов и аспирантов, ее социально-культурной значимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: