Где та грань, которая отделяет природное и социальное, животное и человеческое? Волга как река – природное, но с платинами – как социальное, Волга граница старого мира – разделение орды, немцев и т.д., то есть это как символ. Рейн, Перенеи – извечные символы, определяющие границы между странами. Природные объекты вовлекаются в социальное. Поля – целина – природа, распахали – социальная культура. Лес не только растет, но и продается, алмазы могут накормить. То есть происхождение не может определить однозначно социальное или природное (заповедник – это не просто лес).
Следует четко понимать неразрывность связи: ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО – КУЛЬТУРА
· Необходимо четко провести водораздел между социокультурными и природными процессами.
Ø река становится судоходной рекой;
Ø поля превращаются в пашню;
Ø недра – полезные ископаемые;
Ø лес продается и имеет стоимость;
Ø алмазы могут накормить человека.
Вывод: фактор происхождения сам по себе не позволяет однозначно определить социальную или природную принадлежность.
Методологический вопрос: чем мы вообще отличаем один интересующий нас объект от другого?
1. Субстратный подход – отличие осуществляется путем сопоставления свойств предметов (субстрат – материал, телесная данность). Например, камень можем отличить от воды. Утюг от стакана- нет. Теоретически можно представить стеклянный утюг и железный стакан. Или стакан в форме утюга и утюг в форме стакана.
Данный подход вполне достаточен для различения объектов неживой природы.
Ø Проблема: физические и химические свойства не являются определяющими сущность для природных и социокультурных объектов.
2. Функциональный подход – отличие осуществляется путем сопоставления свойственных объектам функций (функция понимается по Э. Дюркгейму как соответствие между бытием объекта и его назначением).
Данный подход достаточен для различения, а также биологических объектов, являющихся частями, органами живых систем.
Проблема: для сложных систем этот метод недостаточен: с его помощью можно отличить солдата от поэта, но невозможно установить различие между поляком и французом, рыбами и птицами, а тем более природой и обществом. Рыба плавает, птица летает, но бывают и другие их варианты. Но стакан можно использовать и как предмет для питья, и как метательный снаряд.
3. Субстанциальный подход. Субстанция понимается как causasui – причина самой себя (Спиноза).
Ряд систем не может быть специфизирован методами субстратного и функционального различения, т.к. обладают свойствами, не совпадающими со свойствами образующего их «материала», а также лишены внешней функциональной определенности, позволяющей произвести четкое различие.
Такие объекты являются субстанциональными, т.е. самозарождающимися и самоподдерживающимися, способными создавать и воссоздавать свою системную целостность.
Субстанциональный подход предполагает установление специфического способа существования во внешней среде, адаптации к ее условиям, который присущ системе и объясняет ее свойства, законы структурной, функциональной и динамической организации.
Применительно к пониманию живых существ этот подход основывается на учете внутренних и внешних обстоятельств, образующих во взаимодействии целостный образ их жизни, способ воспроизводства в среде обитания. То есть для животных специфика будет в их ежедневной активности.
Аналогичный подход применим для понимания качественной специфики социальной системы.
И тут мы подходим к деятельности, именно она будет специфична в социальном.