Одна из целей – построить модели развития общества, общества разные, следовательно, имеет место вести речь про типологизацию истории.
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития.
Принято выделять два основных подхода
1. Всемирно-исторический (унитарно-стадиальный) подход: базируется на теориях линейного развития истории и культуры. То есть развитие общества- поступательный процесс, где на смену одним приходит другой.
2. Цивилизационный подход (плюрально-циклический), - противоположный первому, основанный на идее развития неповторимых национальных культур. Логика цикла развития: начало, расцвет, закат.
Христианская схема всемирной истории
Идея всемирной истории связана с христианской идеей божественного промысла. Управляющего судьбами человечества (провиденциализм). В христианской историософики смысл истории рассматривается как последовательное движение человека к Богу.
|
|
Данный подход нашел свое классическое выражение в труде христианского церковного деятеля и богослова Августина Аврелия (354-430) «О граде божием»
Августином были выделены шесть периодов мировой истории:
· первый- от сотворения мира до Всемирного потопа,
· второй- от Ноя до Авраама,
· третий- от Авраама до Давида,
· четвертый- от Давида до вавилонского пленения,
· пятый – от вавилонского пленения до рождения Христа,
· шестой, начавшийся с рождением Христа, должен завершиться вторым его пришествием, страшным судом и концом мира.
Также была концепция 4 царств (нужны были для доказательства преемственности каждой эпохи царствования, нужна легитимизация). Всем нужна преемственность царской власти.