В последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия – неживой природе, органическом мире и социальной жизни – в целостную картину мира на базе общих базисных принципов, методологической основой которых является глобальный эволюционизм, объединяющий системный и эволюционный подходы.
Принцип эволюционизма разрабатывался в основном в биологии со времен Ч. Дарвина. Однако другие науки не включали его в число своих фундаментальных принципов. Теперь же фундаментальные эволюционные идеи приобрели общенаучное значение. В связи с этим возникли предпосылки гармонизации двух важнейших принципов науки: эволюционного принципа (бесконечного усложнения живых организаций) и второго начала термодинамики (движение изолированной системы к состоянию равновесия).
Глобальный эволюционизм исходит из универсальности процессов эволюции во Вселенной. Он сформировался под влиянием трех научных концепций: теории нестационарной Вселенной, теории биосферы и ноосферы и синергетики. Его основной принцип – понимание развития в неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. При этом эволюция представляется как переход от одного типа самоорганизующихся систем к другому.
|
|
Природные процессы – это постоянный отбор некоторых состояний из поля возможностей, когда результаты выбора не могут быть представлены заранее. Новые состояния самоорганизующейся системы подчиняются принципу экономии энтропии (выбирается такой тип организации материи, не противоречащий законам ее сохранения, когда реализуется наибольшее количество шансов на стабильность и последующее развитие, когда внешняя энергия утилизуется наиболее эффективно).
Согласно теории нестационарной (расширяющейся) Вселенной, 15-20 млрд. лет назад из точки сингулярности[1] в результате большого взрыва началось расширение Вселенной. Если Эйнштейн исходил из пространственной конечности Вселенной в ее четырехмерной цилиндрической форме, то А.Фридман предложил уже три возможные модели Вселенной: две модели расширяющейся Вселенной и одну – пульсирующей, т. е. периодически меняющей радиус кривизны.
Первую из предложенных Фридманом моделей оказалось возможным проверить эмпирическим путем (реликтовое излучение горячего состояния начала расширения). Появилась возможность описать весь неорганический мир в понятиях эволюции. Вселенная предстала как состоящая из многих локальных вселенных, в которых свойства элементарных частиц, энергия вакуума и размерность пространства-времени могут быть различными. Отсюда следовало, что наблюдаемая нами вселенная – лишь малая часть Вселенной как целого.
|
|
Если принять данную концепцию, то естественно возникает вопрос о прогрессивной эволюции материи и, соответственно, закономерности появления жизни. Один из вариантов ответа на него: жизнь возникает во множестве вселенных там, где возникают наиболее подходящие условия. На некотором этапе эволюции должен возникать наблюдатель. Согласно такому подходу, потенциальные возможности возникновения жизни и разума заложены уже на начальных этапах эволюции Вселенной.
Огромное влияние на становление глобального эволюционизма сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – российский естествоиспытатель, мыслитель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Академик РАН (1912), организатор российской советской науки, по его инициативе были созданы Радиевый институт, Комиссия по истории науки, философии и техники. Основные сочинения: «Начало и вечность жизни», «Биосфера». «Очерки геохимии».
Труды Вернадского сыграли значительную роль в становлении современной научной картины мира. Основные направления его исследований: история и закономерности развития научного знания, соотношение опыта и теории в познании, взаимосвязь философии и естествознания, проблемы социальной ответственности ученых, симметрия и асимметрия в явлениях жизни и др.
Центральная идея Вернадского – эволюция жизни на Земле в результате ее появления из космоса, возникновение биосферы и дальнейшее ее движение к ноосфере. При этом, по его мнению,на всех стадиях своего развития земная жизнь продолжает испытывать влияние, идущее из космоса. Вещество биосферы постоянно проникается космической энергией, благодаря чему становится активным, превращает полученную энергию в энергию биологической работы. На стадии биосферы жизнь становится геологической силой. На стадии же ноосферы (сферы разума) человек выходит в космос, а его разум становится уже космической силой. Центральной движущей силой этого процесса становится наука.
Вернадский выделяет два аспекта превращения человеческого интеллекта в геологическую силу: 1) овладение новыми видами энергии; 2) создание и развитие науки и логико-математического аппарата мышления.
Движение человеческого разума к достижению статуса космической силы основывается уже не только на науке, но и на духовной сфере в целом, включая этическую, эстетическую и даже политическую ее составляющие. Так, к примеру, идеалы демократии мыслитель считает важнейшим аспектом разумного геологического процесса. Став мощной геологической силой, человеческий разум ставит вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое, преобразованное человеком, состояние биосферы и есть то, что Вернадский называет ноосферой.
В ноосфере наиболее явственно проявляется биогеохимическая организация человечества. На ее создание имели наибольшее влияние три процесса: создание математики, появление науки о природе, формирование научного представления о положении человека в космосе.
Вернадский верил в возможность человечества управлять природными и социальными процессами, в единство природных и социальных законов эволюции. Он выступает продолжателем традиций русского космизма – поиска взаимосвязанного развития природного (космического) и антропо-социального в рамках единого коэволюционного процесса.
Глобальный эволюционизм – основание современной, обращенной в будущее науки, которая объединит естественные и гуманитарные науки, т. е. науки о природе и науки об обществе и человеке. Этот принцип создаст условия выработки нового отношения природы и общества – отношения не монолога, а диалога. Человек все более начинает понимать необходимость изменения тех своих потребностей, которые приходят в противоречие с природой.