Учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере

В последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех ос­новных сферах бытия – неживой природе, органиче­ском мире и социальной жизни – в целостную картину мира на базе общих ба­зисных принципов, методологической основой которых является глобальный эволюционизм, объединяющий системный и эволюционный подходы.

Принцип эволюционизма разрабатывался в основном в биологии со времен Ч. Дарвина. Однако другие науки не включали его в число своих фундамен­тальных принципов. Теперь же фундаментальные эволюционные идеи приоб­рели общенаучное значение. В связи с этим возникли предпосылки гармониза­ции двух важнейших принципов науки: эволюционного принципа (бесконеч­ного усложнения живых организаций) и второго начала термодинамики (дви­жение изолированной системы к состоянию равновесия).

Глобальный эволюционизм исходит из универсальности процессов эволю­ции во Вселенной. Он сформировался под влиянием трех научных концепций: теории нестационарной Вселенной, теории биосферы и ноо­сферы и синерге­тики. Его основной принцип – понимание развития в неживой, живой и соци­альной материи как единого универсального эволюционного процесса. При этом эволюция представляется как переход от одного типа самоорганизую­щихся систем к другому.

Природные процессы – это постоянный отбор некоторых состояний из поля возможностей, когда резуль­таты выбора не могут быть представлены за­ранее. Новые состояния самоорганизующейся системы под­чиняются принципу экономии энтропии (выбирается такой тип организации материи, не противоре­чащий законам ее сохранения, когда реализуется наибольшее количество шан­сов на стабильность и последующее развитие, когда внешняя энергия утилизу­ется наиболее эффективно).

Согласно теории нестационарной (расширяющейся) Вселенной, 15-20 млрд. лет назад из точки сингулярности[1] в результате боль­шого взрыва нача­лось расширение Вселенной. Если Эйнштейн исходил из пространственной ко­нечности Вселен­ной в ее четырехмерной цилиндрической форме, то А.Фридман предложил уже три возможные модели Вселенной: две модели расширяющейся Вселенной и одну – пульсирующей, т. е. периодически ме­няющей радиус кривизны.

Первую из предложенных Фридманом моделей оказалось возможным про­верить эмпирическим путем (реликтовое излучение горячего состояния на­чала расширения). Появилась возможность описать весь неорганический мир в по­нятиях эволюции. Вселенная предстала как состоящая из многих локальных вселенных, в которых свойства элементарных частиц, энергия вакуума и раз­мерность пространства-времени могут быть различными. Отсюда следовало, что наблюдаемая нами вселенная – лишь малая часть Вселенной как целого.

Если принять данную концепцию, то естественно возникает вопрос о про­грессивной эволюции материи и, соответственно, закономерности появления жизни. Один из вариантов ответа на него: жизнь возникает во множестве все­ленных там, где возникают наиболее подходящие ус­ловия. На некотором этапе эволюции должен возникать наблюдатель. Согласно такому подходу, потенци­альные возможности возник­новения жизни и разума заложены уже на началь­ных этапах эволюции Вселенной.

Огромное влияние на становление глобального эволюционизма сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Вернадский Владимир Ива­нович (1863-1945) – российский естествоиспытатель, мыслитель, основопо­ложник геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Академик РАН (1912), органи­затор российской советской науки, по его инициативе были созданы Радиевый институт, Комиссия по истории науки, философии и техники. Основные сочи­нения: «На­чало и вечность жизни», «Биосфера». «Очерки геохимии».

Труды Вернадского сыграли значительную роль в становлении современ­ной научной картины мира. Основные направления его исследований: история и закономерности развития научного знания, соотно­шение опыта и теории в по­знании, взаимосвязь философии и естествознания, проблемы социальной ответ­ст­венности ученых, симметрия и асимметрия в явлениях жизни и др.

Центральная идея Вернадского – эволюция жизни на Земле в результате ее появления из космоса, возникновение биосферы и дальнейшее ее движение к ноосфере. При этом, по его мнению,на всех стадиях своего развития земная жизнь продолжает испытывать влияние, идущее из космоса. Вещество био­сферы постоянно проникается космической энергией, благодаря чему стано­вится активным, превращает полученную энергию в энергию биологической работы. На стадии биосферы жизнь становится геологической силой. На стадии же ноосферы (сферы разума) человек выходит в космос, а его разум становится уже космической силой. Центральной движущей силой этого процесса стано­вится наука.

Вернадский выделяет два аспекта превращения человеческого интеллекта в геологическую силу: 1) овладение новыми видами энергии; 2) созда­ние и раз­витие науки и логико-математического аппарата мышления.

Движение человеческого разума к достижению статуса космической силы основывается уже не только на науке, но и на духовной сфере в целом, включая этическую, эстетическую и даже политическую ее составляющие. Так, к при­меру, идеалы демократии мыслитель считает важнейшим аспектом разумного геологического про­цесса. Став мощной геологической силой, человеческий ра­зум ставит вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое, преобразованное человеком, со­стояние биосферы и есть то, что Вернадский называет ноосферой.

В ноосфере наиболее явственно проявляется биогеохимическая организа­ция человечества. На ее соз­дание имели наибольшее влияние три процесса: создание математики, появление науки о природе, формиро­вание научного представления о положении человека в космосе.

Вернадский верил в возможность человечества управлять природными и социальными процессами, в единство природных и социальных законов эволю­ции. Он выступает продолжателем традиций русского кос­мизма – поиска взаи­мосвязанного развития природного (космического) и антропо-социального в рамках еди­ного коэволюционного процесса.

Глобальный эволюционизм – основание современной, обращенной в бу­дущее науки, которая объеди­нит естественные и гуманитарные науки, т. е. науки о природе и науки об обществе и человеке. Этот принцип создаст усло­вия выработки нового отношения природы и общества – отношения не моно­лога, а диалога. Человек все более начинает понимать необ­ходимость измене­ния тех своих потребностей, которые приходят в противоречие с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: