Предметом методики является процесс обучения экономике, причем понятие обучение включает в себя:
а) содержание обучения, материал, который изучается, и умения, которые должны быть усвоены;
б) применение различных методов, приемов, средств, форм, педагогических технологий в преподавании и изучении экономики в школе;
в) деятельность учителя по отбору, подаче материала учащимся, по организации учебного процесса для развития учащихся и выявления их знаний и умений;
г) деятельность учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков для творческого труда.
Задачи методики. Методика решает несколько общедидактических задач, основными из которых являются четыре. Первая задача - «зачем изучать», то есть определяет цели и задачи обучения экономике; вторая задача - «чему учить», то есть отбирает содержание обучения, обосновывает и составляет программы, учебники и учебные комплексы для учащихся, пособия для учащихся и учителей. Методика определяет максимум знаний, умений и навыков по экономике, критерии их выявления и оценки. Третья задача - «как учить», то есть разрабатывает приемы и методы обучения, методику конструирования уроков и их циклов, предоставляет методические пособия и учебное оборудование. Четвертая задача - «как контролировать усвоенное», то есть определяет критерии оценки и методы контроля.
|
|
Наряду с общедидактическими задачами методики, необходимо обозначить задачи, характерные при изучении предмета «Экономика».
Задачи предмета “Экономика”:
1. Формирование у учащихся основательных, систематических знаний по экономическим дисциплинам.
2. Сообщение учащимся ряда общих сведений о науке экономике.
3. Расширение и обогащение экономической лексики учащихся, их словарного запаса.
4. Правильная идеологическая направленность и связь с жизнью.
В соответствии с общедидактическими и частнопредметными задачами курс «Теория и методика обучения экономике» отвечает следующим дидактическим принципам:
а) единство исторического и логического, раскрывающего этапы развития дисциплины, современное состояние теории и методики обучения экономике, закономерности и проблемы обучения учащихся экономике;
б) преемственность, предполагающую внутри-предметную и межпредметную связь;
в) гуманизация, помогающую формировать толерантное отношение детей и педагогов друг к другу, а также развитие средствами предмета экономической культуры учащихся;
г) интеграция, обусловливающую специфику предмета экономики, систематизирующую понятия, методы, принципы взаимосвязи с науками педагогикой, психологией, физиологией, философией и другими;
д) развивающее и воспитывающее обучение, направленное на совершенствование личных качеств обучающихся, развитие их допрофессиональных умений и навыков.
Дидактические принципы обучения, положенные в основу теории и методики обучения, в содружестве с другими науками, помогают реализовать задачи экономического образования и воспитания подрастающего поколения.