Этапы становления и развития теории и методики обучения экономике

Предмет «Экономика» относительно недавно стал изучаться в образовательных учреждениях России, но элементы экономического образования и воспитания всегда были в центре внимания педагогов и общественности.

Рассмотрим некоторые этапы школьного экономического образования в России.

В период с 1960 по 1970 годы особенно активно развивается экономическое образование в России. Большую роль в разработку проблем экономического образования и воспитания внес Л.Е.Эпштейн, который рассматривал вопросы эффективного использования ресурсов в процессе обучения и воспитания, выработке элементарных экономических знаний, а также формирование экономности, бережливости, расчетливости учащихся.

В период с 1972 по 1980 годы велась работа по исследованию вопросов общественно-полезного труда учащихся 1-10 (11) классов и их профессиональной ориентации еще в общеобразовательной школе; обучение строилось на умении беречь ресурсы, экономить время, охранять природу, что способствовало экономическому воспитанию учащихся.

В 1980 - 1990 годы исследовались теоретические понятия экономического образования, как «экономическая культура» (Л.Н. Пономарев), «экономическое мышление» (Л.И. Абалкин, Л.С. Бляхман), «экономическое поведение» (Т.Г. Самборская), «экономическое образование и воспитание» (Ю.К. Васильев, М.С.Даргомыжский, Л.П. Кураков, А.С. Нисимчук, В.К.Розов, И.А.Сасова, А.Г.Шпак и др.).

В это время вопросы теории и методики экономического образования разрабатывали В.К.Розов, Б.П.Шемякин, И.К.Васильев и др.

С 1990 года начался новый этап экономического образования, он характеризуется реализацией экономического содержания и разработкой методических рекомендаций для педагогов по передаче экономических знаний.

Начиная с 1992 года, в образовательных учреждениях России стали вводиться различные экспериментальные курсы по реализации экономического содержания. Первостепенная роль в организации экономического образования отводилась органам Управления образованием различных уровней. В это время детально разрабатывается система экономического образования в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Пермской, Новосибирской, Костромской, Белгородской областях.

В 1998 году учебная дисциплина «Экономика» включена в образовательную область «Обществознание», и ее реализация рекомендуется за счет часов инвариантной части Базисного учебного плана.

С 2000 года экономическое образование в школе является необходимым условием формирования социальных компетентностей учащихся в меняющейся экономической среде, идет воспитание новых ценностных установок.

В Базисном учебном плане, утвержденном приказом Минобразования России от 6 марта 2001 г. № 834, предлагаются варианты передачи экономического содержания образования учащимся.

В настоящее время обучение предмету «Экономика» строится на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования в Российской федерации до 2025 года.

Вопросы и задания

1. Что изучает теория и методика обучения экономике?

2. Каковы задачи теории и методики обучения экономике?

3. Каковы связи методики обучения экономике с другими науками?

4. Докажите, что теория и методика обучения экономике - это наука.

5. Дайте характеристику основных методов исследования в теории и методике обучения экономике.

6. Дайте хронологический анализ этапов становления и развития теории и методики обучения экономике.

7. Назовите имена ученых, занимавшихся проблемами экономического образования школьников.

8. Составьте таблицу становления и развития теории и методики обучения экономике, указав даты и имена исследователей экономического образования учащихся.

9. Начните составлять терминологический словарь по дисциплине «Теория и методика обучения экономике».

Литература

1. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, - 2005. - 316 с.

2. Гребенюк, О.С. Теория обучения [Текст]: учебник / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк. - М.: ВЛАДОС, - 2003. - 384 с. учебник / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк. - М.:ВЛАДОС, - 2003.- 384 с.

3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В.Хуторской. - Питер, 2001. - 536 с.

Дополнительная литература

Журналы «Экономика в школе», «Школьный экономический журнал», газета «Первое сентября» и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: