Тема 13. Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками

Практическое занятие (2 часа)

Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении. Типы отклонений в учебной деятельности (общее, специфическое, отклонение от индивидуального оптимума). Типы неуспевающих учеников и их характеристика. Причины неуспеваемости младших школьников. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении. Диагностика воспитанности младших школьников. Типы диагностики: начальная, текущая, обобщающая. Критерий воспитанности. Методы диагностики воспитанности: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, метод столкновения взглядов, метод социометрического выбора, метод ранжирования, воспитывающие ситуации, метод анализа продуктов творческой деятельности и др.

Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей: методы коррекции отклоняющегося поведения (специфические и неспецифические), коррекция группового поведения.

Задания к практическому занятию по теме 13:

1. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

1.1. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении.

1.2. Диагностика воспитанности младших школьников, методы диагностики.

1.3. Характеристика коррекционно-педагогической работы.

1.4. Методы коррекции отклоняющегося поведения.

- коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей

- коррекция группового поведения

2. Подготовить пакет диагностических методик для составления психолого-педагогической характеристики учащегося, класса.

План проведения практического занятия:

Тест-контроль по вопросам, рассмотренным на предыдущем занятии [12].

Вопросы для обсуждения

1. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении.

2. Диагностика воспитанности младших школьников, методы диагностики.

3. Характеристика коррекционно-педагогической работы.

4. Методы коррекции отклоняющегося поведения.

- коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей

- коррекция группового поведения

Презентация пакета диагностических методик для составления психолого-педагогической характеристики учащегося, класса.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ

К ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Структура содержания курса «Психолого-педагогические теории и технологии» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом преимущественно, монологическая речь учителя на лекции содержит проблемные ситуации и перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по данной учебной дисциплине состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят на практических занятиях.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в учебном процессе предусматривается использование активных и интерактивных форм и методов обучения (анализ педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, рефлексивные технологии, проектные задания и др.)

С учетом этого требования практические занятия по «Психолого-педагогическим теориям и технологиям начального образования», проводятся в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме, которая позволяет:

во-первых, побуждать студентов к публичным выступлениям с докладами и сообщениями, развивая у них навыки монологической публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

во-вторых, поручать студентам анализировать и оценивать качество и содержание сообщений их товарищей, а также оценку выступлений аналитического характера;

в-третьих, педагогу, выступающему в качестве активного участника учебной дискуссии, сообщать учебную информацию (вводную, уточняющую, дополняющую, корректирующую) в дополнение к выступлениям студентов, контролировать и оценивать качество их учебно-научной работы.

Диалоговая форма проведения практических занятий требует соблюдения ряда условий:

- преподаватель не только признаёт право студента на собственное суждение, но и побуждает к нему;

- новое знание воспринимается как истина не столько в силу авторитета преподавателя, сколько в силу доказательства истинности рассуждений участников диалога, в, т.ч. и преподавателя;

- диалог со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками поиска.

Изучение каждой темы предполагает использование различных форм текущего контроля (письменные опросы, тестовый контроль, задания репродуктивного и проблемного характера, творческие задания и т.д.). Качество выполненных заданий, ответы студентов на практических занятиях, их познавательная активность оцениваются по методике накопительной балльно-рейтинговой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: