Физическое распределение

Физическое распределение включает в себя все мероприятия по физическому перемещению товара от производителя к потребителю:

· внутрифирменная транспортировка;

· формирование запасов у производителя;

· административная деятельность по управлению запасами и внутренней транспортировкой;

· внешняя транспортировка;

· управление запасами у потребителя.

Затраты на физическое распределение достаточно высоки. Их среднестатистический уровень составляет 13,6% от розничной цены у производителей товаров и 25,6% - у торговли.

Распределение этих затрат следующее:

· 44% - затраты на создание запасов (неполученная прибыль за омертвевший в запасах капитал);

· 16% - затраты на складирование (арендная плата, разгрузка, сортировка, размещение, погрузка товара);

· 23% - затраты на внешнюю транспортировку;

· 9% - затраты на внутреннюю транспортировку;

· 8% - затраты на административную деятельность и накладные расходы.

Целью материального распределения является обеспечение доставки товара в нужное место, в нужное время и с минимальными затратами. Однако, высокий уровень сервиса, обеспечивающий быструю доставку в нужное место требует и высокий уровень издержек на поддержание больших товарных запасов на многочисленных складах, на быстрый транспорт. Поэтому процесс физического распределения оптимизируют. При этом определяют потребности в уровне сервиса покупателей, предложения конкурентов и вырабатывают свой определённый уровень обслуживания потребителей. Критериями уровня обслуживания являются:

· желательное время доставки;

· желательное количество;

· желательный уровень надёжности доставки;

· возможности дополнительных доставок в экстремальных случаях;

· допустимый процент повреждения товара.

Примером высокого уровня обслуживания является работа компании XEROX, которая гарантирует покупателям устранение неисправностей в работе их продукции в течение трёх часов в любой точке США.

Одним из наиболее затратных элементов физического распределения является транспортировка. При выборе средств транспорта учитывают вес кубического метра груза и его цену. При высоком весе и низкой цене (руды, строительные материалы и т.п.) используют медленный, дешёвый транспорт: водный, железнодорожный. При противоположной ситуации - лёгкий, дорогой товар (одежда, украшения и т.п.) - быстрый и дорогой транспорт, т.к. затраты на него составляют малую часть от продажной цены. Требованиями к транспорту являются:

· скорость;

· частота поставок;

· надёжность;

· универсальность по перевозимым продуктам;

· доступность транспорту любой точки назначения;

· издержки в тоннах на км.

На основе приведённых критериев Ф.Котлер предложил следующую оценку видов транспорта (табл.5):


Таблица 5

Оценка видов транспорта:

Пятибалльная система. 1 - высший ранг, 5 - низший ранг.

вид транспорта скорость частота надёж-ность универсальность доступ-ность стоимость
ж/д            
водный            
автомобил.            
трубопров.            
воздушный            

8.6. Розничная торговля

Розничная торговля - это последнее звено в процессе перемещения продукта от производителя до конечного потребителя, это деятельность по продаже товаров и услуг конечным потребителям для личного использования.

О масштабе этого типа бизнеса говорят следующие цифры: 25% коммерческих предприятий Запада - это розничная торговля; в США в ней занято 16 млн. служащих. Американцы доминируют среди 100 крупнейших компаний розничной торговли. В 1994 году 36 из этих 100 были американскими (с совокупным оборотом 1200 млрд. долларов и 39% общего оборота). Их догоняет Германия, Франция, Япония, Великобритания.

В розничной торговле в настоящий момент происходят быстрые и значительные изменения. По всему миру энергично внедряются всё новые методы торговли и сервиса. Особенно это заметно в Европе.


Таблица 6

Крупнейшие мировые концерны розничной торговли по объёмам продаж 1994 г. в млрд. долларов.

  Уолл-Март США 82,5
  Метро (включая Кауфхоф и Аско) Германия  
  Кей-Март США  
  Эдека Централе (включая АВА) Германия 32,4
  Тенгельманн Германия 31,7
  Сирз Робак США 29,5
  Реве Централе Германия 26,3
  Альди Германия  
  Дайэй Япония 24,9
  Каррефур Франция 24,6

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: