Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Объектом педагогической психологии является образовательный процесс.
Предметом педагогической психологии, по мнению И.А. Зимней, являются факты, закономерности и механизмы освоения человеком социокультурного опыта.
Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание фактов, закономерностей и механизмов интеллек-туального и личностного развития человека в разных условиях образовательного процесса.
Структура педагогической психологии:
· психология обучения и воспитания дошкольников;
· психология школьного обучения и воспитания;
· психология высшей школы;
· психология профессионального обучения и профессионального самоопределения взрослых.
Основные этапы становления педагогической психологии
Первый этап – с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Этот период связан с работой таких педагогов-мыслителей, как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Обозначим круг проблем, которые они рассматривали:
|
|
· связь развития, обучения и воспитания;
· творческая активность ученика;
· способности ребёнка и их развитие;
· роль личности учителя;
· организация процесса обучения и т. д.
Второй этап – с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшест-вующих столетий. На этом этапе появляются первые экспериментальные работы в области педагогической психологии (исследования Э. Торндайка, Л.С. Выготского, А.П. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, В.А. Лайя, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Клапареда, Дж.Уотсон, Э. Толмена и др.).
Третий этап – с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теорети-ческих основ педагогической психологии (теории Б.Ф. Скиннера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, А.В. Пет-ровского, Л.А. Карпенко и др.).
На данном этапе развития педагогической психологии формируются предпосылки перехода науки на новую стадию – стадию развития с использованием информационно-вычислительно-компьютерной техники. Новые информационные и вычислительные технологии обеспечивают человеку свободу действий в новом постиндустриальном пространстве.