Предмет, задачи и методы педагогической психологии

Педагогическая психологияотрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

Объектом педагогической психологии является образовательный процесс.

Предметом педагогической психологии, по мнению И.А. Зимней, являются факты, закономерности и механизмы освоения человеком социокультурного опыта.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание фактов, закономерностей и механизмов интеллек-туального и личностного развития человека в разных условиях образовательного процесса.

Структура педагогической психологии:

· психология обучения и воспитания дошкольников;

· психология школьного обучения и воспитания;

· психология высшей школы;

· психология профессионального обучения и профессионального самоопределения взрослых.

Основные этапы становления педагогической психологии

Первый этап – с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Этот период связан с работой таких педагогов-мыслителей, как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Обозначим круг проблем, которые они рассматривали:

· связь развития, обучения и воспитания;

· творческая активность ученика;

· способности ребёнка и их развитие;

· роль личности учителя;

· организация процесса обучения и т. д.

Второй этап – с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшест-вующих столетий. На этом этапе появляются первые экспериментальные работы в области педагогической психологии (исследования Э. Торндайка, Л.С. Выготского, А.П. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, В.А. Лайя, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Клапареда, Дж.Уотсон, Э. Толмена и др.).

Третий этап – с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теорети-ческих основ педагогической психологии (теории Б.Ф. Скиннера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, А.В. Пет-ровского, Л.А. Карпенко и др.).

На данном этапе развития педагогической психологии формируются предпосылки перехода науки на новую стадию – стадию развития с использованием информационно-вычислительно-компьютерной техники. Новые информационные и вычислительные технологии обеспечивают человеку свободу действий в новом постиндустриальном пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: