Для понимания целей и мотивов, установок партнера по взаимодействию и принятия, разделения этих установок большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов, позже – процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Варианты социально-перцептивных процессов, включают в себя варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид: может воспринимать др.индивида, как принадлежащего к своей/чужой группе, как свою/чужую группу. Субъект восприятия: отдельный индивид, группа – восприятие группой своего/чужого члена, восприятие группой самой себя или другой группой.
|
|
Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или межличностном восприятии. Именно эти процессы включены в общение.
Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включющий в себя понимание. Образ человека формирующийся в процессе восприятия несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Одном из традиционных является исследование закономерностей формирования первого впечатления о другом человеке. Именно при изучении этой закономерности в СП были открыты эффекты межличностного восприятия:
1. Эффект ореола (галло эффект) – склонен преувеличивать однородность личности партнера и впечатления о каком-то одном качестве человека, переносится на личность в целом.
2. Эффект первичности и новизны. Эффект первичности возникает в отношении незнакомых людей, если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная об этом человеке. Эффект новизны возникает в отношении знакомых людей, при восприятии знакомых людей наиболее значимой становится новая ранее не известная информация об этом человеке.
|
|
3. Эффект проекции, воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества.
4. При формировании первого впечатления явление стереотипизации.
Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу.
1) восприятие других людей (стереотипия);
2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).