Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: понятие общения, виды общения, деловое общение, стороны общения, восприятие и понимание в процессе общения, общение как коммуникация, общение как взаимодействие, средства общения: вербальные и невербальные, искусство общения, коммуникативные приемы и навыки.
При изучении восприятия рассмотреть особенности восприятия пространства, ошибки восприятия. Уточнить, что общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
При изучении темы выделить составляющие общения как коммуникации и как взаимодействия. В процессе рассмотрения коммуникативной стороны общения определиться с тем, что все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. В социально-психологических исследованиях разработаны различныеклассификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
|
|
Рассмотреть кратко основные невербальные средства общения, особенности вербального общения. Схему потери информации рекомендуется проработать на практическом занятии.
При анализе общения как взаимодействия уточнить, что лавное содержание общения – это воздействие на партнера. В общении происходит постоянная реакция на действия другого.
Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто – ведомый. Рекомендуется рассмотреть трансакционный анализ, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.
При переходе к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении рассмотреть этапы общения и их задачи.
Рассматривая вопрос «искусство общения», представить его тремя элементами: субъект – процесс – объект. Указать, что большинство рекомендаций по общению в бизнесе и менеджменте сводится к обсуждению среднего звена этой триады – к процессу общения, причем чаще всего в одну сторону: от субъекта к объекту, при этом подчеркнуть, что общение – процесс, как минимум, двусторонний.
|
|
В рамках темы познакомить студентов с общей формулой успешного общения, представленной с социальной психологии предлагается: 5 – У.
Литература по теме:
1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. -М., 2003.
3. Добрович А. Общение: Наука и искусство? М., 1996
4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.
5. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003.
6. Ночевник М.Н. Человеческое общение.- М.:, 2000.
7. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2003.
8. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.